Адвокат Инна Загребина дала советы, в основе которых обзор судебной практики по делам о миссионерской деятельности

6 июля 2016 года Государственная дума приняла Федеральный закон № 374-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии терроризму» и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности» (так называемый «закон Яровой»). Этим законом были внесены существенные поправки в Федеральный закон от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» в части правового регулирования миссионерской деятельности и в Кодекс РФ об административных правонарушениях в части ответственности за нарушение законодательства о свободе совести.

Принятие столь неоднозначных и противоречивых поправок вызвало широкий резонанс в обществе и их массовое обсуждение в СМИ. Как и предполагалось, последствия не заставили себя ждать и практически сразу после вступления закона в силу в разных регионах страны стали возникать проблемы с применением нового закона, посягающие на основополагающие права и свободы граждан.

Резонанс был настолько серьезен, что на крайне противоречивую правоприменительную практику обратил внимание Президент РФ. 20 февраля 2019 года на заседании Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека он дал поручение Верховному суду РФ изучить судебную практику по данной категории дел.

2 июля 2019 года ВС РФ выпустил «Обзор судебной практики по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 5.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях». Рассмотрим наиболее важные нюансы, которые имеют основополагающее значение для деятельности религиозных объединений. 

1. Нейтральное информирование окружающих о религиозном объединении НЕ является миссионерской деятельностью

Это указание Верховного суда РФ имеет принципиальное значение. Суды больше не вправе привлекать к ответственности граждан в случае, если они публично рассказывали окружающим (и при этом не имели цели вовлечения):

  • о своей вере
  • о деятельности конкретного религиозного объединения

Верховный суд РФ указывает, что «публичное распространение информации о конкретном религиозном вероучении, нацеленное на нейтральное информирование окружающих о религиозном объединении, его деятельности, не может расцениваться как миссионерская деятельность».

Обращаем внимание, что в правоприменительную практику введен термин «нейтральное информирование». Термин не нашел пока своего законодательного закрепления и, как следствие, не расшифрован. В энциклопедиях под нейтральным информированием понимается информация о каких-либо фактах или событиях, подлежащих оценке, но ничем не обнаруживающая своего отношения к этим фактам. Информация, приглашающая к обсуждению фактов.

Таким образом, в случае возбуждения дела об административном правонарушении, основополагающее значение будет иметь факт, носила ли информация нейтральный характер или лицо доносило информацию с целью вовлечения. Предполагается, что для решения данного вопроса, в ряде случаев, будет необходимо обращаться за экспертной оценкой к специалистам. Одной из таких экспертных организаций является Некоммерческое партнерство «Гильдия экспертов по религии и праву».

2. Размещение в интернете ссылок на интернет-ресурсы религиозных объединений НЕ является миссионерской деятельностью

Под понятие миссионерской деятельности не подпадает размещение в информационно-телекоммуникационной сети интернет ссылок на специализированные интернет ресурсы религиозных объединений, поскольку такие ссылки не вводят пользователей в заблуждение относительно открываемой с их помощью информации и не препятствуют им в доступе к интересующим их материалам.

Таким образом, например, посты в социальных сетях с официальных сайтов религиозных объединений больше не могут расцениваться как миссионерская деятельность.

3. Религиозная организация обязана указывать полное наименование по адресу, указанному в ЕГРЮЛ и месту осуществления своей деятельности

Верховный суд РФ еще раз обратил внимание на эту обязанность, возложенную на религиозные организации. В обзоре приводится следующий пример из судебной практики.

«В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении мировым судьей было установлено, что религиозная организация зарегистрирована в реестре юридических лиц и должна осуществлять деятельность по конкретному адресу. Вместе с тем на момент проверки по данному адресу отсутствовала какая-либо информация о том, что по указанному адресу находится и осуществляет свою деятельность эта религиозная организация. Указанное обстоятельство подтверждено собранными по делу доказательствами и не отрицалось уполномоченным представителем религиозной организации. Исследовав материалы дела, мировой судья пришел к выводу, что религиозная организация осуществляла деятельность без указания своего официального полного наименования, то есть совершила административное правонарушение, предусмотренное частью 3 статьи 5.26 КоАП РФ».

4. Маркировка литературы

Обращаем особое внимание, что маркировке подлежат:

  • материалы, которые выпускаются религиозной организацией;
  • материалы, которые не были ею выпущены, но распространяются в рамках осуществления от ее имени миссионерской деятельности вне мест, специально предназначенных для осуществления религиозной деятельности;
  • материалы (литература и видеоматериалы) на интернет-сайтах и в социальных сетях, в том числе, Youtube.

Под полным наименованием следует понимать официальное наименование, указанное в уставе религиозной организации. При этом следует особо отметить, что сокращенное наименование для религиозных организаций в силу пункта 8 статьи 8 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» не допускается.

Например:

  • Правильно: Централизованная религиозная организаций Российская Церковь христиан веры евангельской
  • Неправильно: РЦХВЕ, ЦРО РЦХВЕ

5. Распространение религиозной литературы и материалов религиозного назначения

Верховный суд РФ подчеркнул, что под распространением религиозной литературы и материалов религиозного назначения в рамках миссионерской деятельности следует понимать не только вручение данных материалов конкретным лицам, но и обеспечение свободного доступа к этой литературе и материалам неопределенного круга лиц вне мест, специально предназначенных для осуществления религиозной деятельности. 

Также подчеркивается, что доводы религиозной организации о том, что религиозная литература и материалы находятся в принадлежащем ей помещении и на момент проведения проверки ее никто не распространяет, являются не состоятельными.

В этой связи настоятельно советуем, издать приказ о местах, предназначенных для хранения литературы и материалов и назначить ответственных лиц, которые вправе иметь доступ к данным помещениям.  В местах хранения религиозной литературы и материалов повесить таблички с надписью: «Посторонним вход воспрещен».

6. За распространение религиозной литературы без полного наименования может быть привлечена к ответственности только религиозная организация

Верховный суд РФ обратил внимание, что священнослужитель или иное должностное или физическое лицо не может быть привлечено к ответственности по ч. 3 ст. 5.26 КоАП РФ.

7. Миссионерская деятельность может осуществляться беспрепятственно как в местах, указанных в пункте 2 статьи 24.1 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», так и с соблюдением ряда требований статьи 24.2 названного федерального закона за пределами указанных мест.

Верховный суд РФ обозначил одну из важнейших поправок к необоснованной правоприменительной практике. В частности, до настоящего времени суды в ряде субъектов РФ по какой-то причине неверно трактовали действующее законодательство и привлекали религиозные объединения за миссионерскую деятельность, осуществляемую, образно говоря «за забором» культового здания или помещения, предоставленного на ином имущественном праве. В своем обзоре Верховный суд РФ поставил точку в данном вопросе и указал, что миссионерская деятельность может осуществляться, в том числе и за пределами мест указанных в п. 2 ст. 24 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях».

8. Миссионерская деятельность религиозных групп

Граждане, осуществляющие миссионерскую деятельность от имени религиозной группы, обязаны иметь при себе решение общего собрания религиозной группы о предоставлении им соответствующих полномочий с указанием реквизитов письменного подтверждения получения и регистрации уведомления о создании и начале деятельности указанной религиозной группы, выданного территориальным органом федерального органа государственной регистрации (пункт 1 статьи 24.2 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях»).

9. Миссионерская деятельность религиозных организаций

От имени религиозной организации миссионерскую деятельность вправе осуществлять руководитель религиозной организации, член ее коллегиального органа и (или) священнослужитель религиозной организации. Иные граждане и юридические лица вправе осуществлять миссионерскую деятельность от имени религиозной организации при наличии у них документа, выданного руководящим органом религиозной организации и подтверждающего полномочие на осуществление миссионерской деятельности от имени религиозной организации. В данном документе должны быть указаны реквизиты документа, подтверждающего факт внесения записи о религиозной организации в единый государственный реестр юридических лиц и выданного федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом (пункт 2 статьи 24.2 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях»).

10. Миссионерская деятельность иностранных граждан

Иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся на территории Российской Федерации, пользуются правом на свободу совести и свободу вероисповедания наравне с гражданами Российской Федерации и несут установленную федеральными законами ответственность за нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях (пункт 1 статьи 3 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях»). Иностранные граждане и лица без гражданства вправе осуществлять миссионерскую деятельность при условии соблюдения ими требований названного выше федерального закона.

Остается надеяться, что официальное разъяснение Верховного суда РФ окажет свое влияние на правоприменительную практику миграционной службы.

Верховный суд РФ еще раз подчеркнул, что иностранцы, законно находящиеся на территории РФ, вправе заниматься миссионерской деятельностью. А также обратил внимание на применение санкции в виде выдворения только в особенных случаях.

Нарушение требований законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях, допущенное иностранным гражданином или лицом без гражданства при осуществлении им миссионерской деятельности, влечет административную ответственность по части 5 статьи 5.26 КоАП РФ.

Назначение иностранному гражданину или лицу без гражданства дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу такой меры ответственности, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения баланса публичных и частных интересов в рамках производства по делу об административном правонарушении.

Мы используем файлы cookie, это помогает сайту работать лучше. Если вы продолжите использовать сайт, мы будем считать, что вы не возражаете.