Пастор, построивший первую мега-церковь в России

В России

Перед Октябрьской революцией 1917 года Россию накрыло великое евангельское пробуждение. Эпицентром этого пробуждения стала столица Российской империи – Санкт-Петербург. Тысячи людей оставляли мёртвые традиции и начинали служить живому Богу.

Интересно отметить, что в основном пробуждение затронуло высшие слои населения, вследствие чего многие аристократы, несмотря на преследование со стороны правительства, присоединялись к евангельским церквям.

Основными движениями (деноминациями) тогда были евангельские христиане под руководством Ивана Проханова и баптисты под руководством Вильгельма Фетлера. В советское время эти два движения соединили, и новое объединение получило название: Всесоюзный совет евангельских христиан и баптистов. Со временем предлог «и» убрали. 

По статистике, приведённой на всемирном съезде баптистов, в России на момент революции было свыше 500 тысяч евангельских христиан. Большую роль в становлении и распространении живого христианства в России сыграл Вильгельм Фетлер.

Вильгельм Фетлер родился в 1883 году в Латвии в семье баптистского пастора. Будучи подростком, Вильгельм посвятил свою жизнь Господу и решил принять водное крещение. Из-за опасения преследований отец Вильгельма решил преподать сыну крещение ночью. Но кто-то узнал об этом, и когда отец с сыном выходили из воды, в них посыпались камни, один из которых попал в голову отцу Вильгельма Андреасу. 

По окончании школы Фетлер устроился работать в финансовый отдел велосипедного завода в Риге. Вскоре, видя его смекалку, Фетлера поставили на должность управляющего. Это был взлёт его карьеры, в результате чего перед ним открывались великие возможности. Для себя Фетлер тогда решил, что его будущее это бизнес! 

Шёл 1903 год. Однажды перед окончанием работы молодой Фетлер подошёл к окну своей конторы и увидел толпы людей, покидающих смену и расходящихся по улицам города. И вдруг он услышал чёткий голос: «Вильгельм!» Фетлер даже повернулся, чтобы посмотреть, кто с ним говорит, но никого сзади не было.

«Видишь ли ты это множество духовно голодных людей? Если ты, который уже познал спасение, не понесёшь им весть о Христе, никто не будет в состоянии заменить тебя. Многие могут делать твою работу здесь, но никто не может делать её там вместо тебя».  

После произошедшего Вильгельм решил оставить прибыльную работу в конторе и посвятить себя служению. Он понимал, что ему нужна подготовка, поэтому с помощью словаря он написал письмо-прошение в Англию, в колледж Сперджена и получил положительный ответ. В 1904 году, находясь в Англии на учебе, Фетлер узнал о пробуждении в Уэльсе, в котором участвовал Эван Робертс, и решил лично съездить туда, чтобы посмотреть, что же там происходит. На тех служениях Дух Святой очень сильно коснулся Вильгельма Фетлера.

После увиденного в Уэльсе Вильгельм возвратился в колледж и сказал своим друзьям: «Я понял разницу между обычной евангелизационной кампанией и непосредственным движением Святого Духа». 

Читая историю Джона Нокса, Фетлер часто закрывал книгу и взывал к Богу: «Господи, дай мне Россию или пошли мне смерть». (Этой молитвой Джон Нокс молился за Англию). Так Вильгельм научился молиться часами, не замечая времени: очень часто пять минут, которые он решал провести в молитве, продолжались три часа.

Вскоре после окончания колледжа Фетлеру предложили начать служение в Санкт-Петербурге. По приезду туда он первым делом посетил общину евангельских христиан, возглавляемую Иваном Каргелем, но не присоединился к ним, а приступил к организации новой общины баптистов. На средства английской миссии Фетлер снял огромный концертный зал в центре Санкт-Петербурга и дал объявление в газете, что он будет читать лекции на духовную тему. Через короткое время зал на 700 мест уже не вмещал всех желающих слушать Слово Божье. Видя нужду, Фетлер арендовал новые залы и назначал других братьев там служить. Уже через пять лет в одном только Санкт-Петербурге было 12 мест, где проводились служения баптистов с тысячами слушателей. 

Служения Фетлера начали посещать аристократы, среди которых были Столыпин, граф Витте, мадам Черткова и другие. Однажды Фетлер даже встретился с писателем Львом Толстым и убеждал его поверить в живого Бога. 

К 1910 году возникла необходимость в своём здании. Фетлер получил разрешение на строительство Дома молитвы, которое ему лично вручил царь Николай II. Через два года строительство было завершено, и новое здание, известное как «Дом Евангелия», распахнул свои двери для прихожан: современный зал на 2 000 мест, возвышенность для хора на 120 мест, ещё два дополнительных зала на 400 и 600 мест. Это была первая мега-церковь в России. Имея своё здание, община «Дом Евангелия» начала набирать обороты и стала центром распространения Евангелия по всей империи. При церкви действовала воскресная школа на 800 учеников, проходили и курсы по подготовке служителей, а также проводились классы по обучению женщин шитью и рукоделию.

Наблюдая огромный успех в столице России, в 1912 году Фетлер передал служение братьям и возвратился в родную Латвию. По прибытии в Ригу он сразу же арендовал огромный зал, который в считанные недели заполнился до отказа. По опыту Петербурга, Фетлер в Риге начал строить огромное здание, которое получило название «Дом Голгофы»: два зала, один из которых на 1 000 мест, второй – на 200, столовая и много подсобных помещений. 

После того, как Фетлер наладил работу в Петербурге и Риге, он переехал в Москву. Но в Москве, где в то время было 1 600 православных храмов, против него поднялась большая оппозиция. В 1914 году с подачи Православной церкви Вильгельм Фетлер был арестован и осуждён на пожизненное заключение в Сибири, на каторжные работы. Но через знакомства с петербургскими аристократами, пожизненное заключение заменили на депортацию из страны. 

Итак, семья Фетлера переезжает в Америку, где он сразу же начал трудиться среди русскоязычного населения в Нью-Йорке и организовал там церковь. Интересно отметить, что после отъезда Фетлера в Филадельфию, его церковь в Нью-Йорке возглавил Иван Воронаев. 

В Америке Фетлер обучал новых пасторов в открытом им библейском колледже в Филадельфии. Многие из его учеников понесли благую весть в Польшу, Латвию и даже Советскую Россию. 

Сам Фетлер в 1923 году возвратился в Ригу, где открыл новую церковь и построил новый храм, который назывался «Храм спасения». Он вёл миссионерскую деятельность в Латвии и Польше, поддерживал миссионеров, которые трудились в СССР. В начале 20-х годов в Советской России была относительная свобода для проповеди Евангелия, поэтому миссионеры, посланные Фетлером, открыли десятки церквей и привели к Богу тысячи людей. 

С наступлением 30-х годов свобода закончилась, многих баптистских проповедников сослали в концлагеря, а некоторых расстреляли. В том же году 5 февраля был закрыт знаменитый «Дом Евангелия» в Петербурге. Здание передали заводу «Электроаппарат». 

В 1937 году, передав церковь в Риге своему брату Роберту Фетлеру, Вильгельм приехал на Западную Украину, которая находилась под властью Польши. Как-то посетив служение в Луцке и увидев жажду людей, Фетлер сказал: «Остаток своей жизни я посвящу великому 40-миллионному украинскому народу». В это время он решил изменить своё имя и взял псевдоним Василь Малов. Этим он хотел показать свою незначимость в руках Божьих. 

Но его мечте не было суждено сбыться, так как через два года Западную Украину оккупировали советские войска. 

Василю Малову удалось бежать до наступления коммунистов в Америку, но его брата Роберта Фетлера, пастора церкви в Риге арестовали. Обвинив в антисоветской деятельности, Роберта и его двоих несовершеннолетних сыновей сослали на каторгу, где через два месяца они были замучены до смерти. Это событие очень сильно потрясло Василя.

Вернувшись в Америку, Василь Малов организовал новое Русское библейское общество, целью которого была доставка Библий в Советский Союз. В это время многие братья из его движения начали сторониться Малова из-за его связей с пятидесятниками, которых он, в отличие от Проханова, считал своими братьями. 

11 августа 1957 года Василь Малов посетил украинскую церковь в Канаде, где после проповеди, окружённый братьями, попросил: «Братья, спойте мне что-нибудь». Кто-то начал песню «Братья, все ликуйте!», написанную в своё время Фетлером. По его лицу покатились слезы. «Братья, спойте мне еще по-украински». И братья начали: «Отчэ Нэбэсный…». После этого служения он отправился домой, а через три дня браться узнали, что он умер.

Вильгельм Фетлер ушёл к Иисусу, Которого он так сильно любил, ради Которого страдал и ради Которого так много сделал.

На кладбище городка Эль-Серрито, неподалёку от Сан-Франциско, находится могила, на которой написан стих, имя и годы жизни: 

«Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил» (2 Тим. 4:7), Василь Малов, 1883–1957.

РЦХВЕ по материалам romansavochka.com

Публикации по рубрикам

Мы используем файлы cookie, это помогает сайту работать лучше. Если вы продолжите использовать сайт, мы будем считать, что вы не возражаете.