Павел Желноваков. Размышления о «последнем времени»

Статьи

Сейчас распространяется много разных взглядов на события «последнего времени». Руководитель отдела духовного образования, старший пастор церкви «Филадельфия» г. Ижевска, епископ Павел Желноваков предлагает размышления, которые, как он полагает, помогут членам церквей не следовать идеям, наполняющим интернет. Автор не стремится бросить вызов, но обозначает свою позицию по основам богословия.

Предлагаю рассмотреть некоторые вопросы, касающиеся принципиальных основ нашего богословия, а именно:
а) «великая скорбь»;
б) отступничество и явление «человека греха»;
в) Второе пришествие Христа и взятие Церкви;
г) время зверя и его начертания.

Перечисленные вопросы касаются понимания роли Церкви в мировых процессах и, по сути, представляют звенья одной цепи — большого вопроса ее судьбы. Эти вопросы особенно важны сейчас, так как не очень радостные события в мире сильно обостряют апокалиптические ожидания, как в Церкви, так и в обществе. А это в свою очередь выводит в интернет большое количество странных взглядов и даже ересей, нагнетающих страхи и напрасные ожидания.

Возможно, кто-то скажет, что здесь не то что статьи, многодневных дискуссий будет мало, так как по этим вопросам до сих пор «ломают копья» именитые богословы. С этим трудно поспорить, но все же предлагаю вашему вниманию свои размышления. Моя цель не вводить в споры, но предложить упорядоченный материал, необходимый нашим церквям, который можно легко прочитать и передать другим.

В столь трудных вопросах важно знать, что ни Сам Христос, ни Его апостолы не обращались к образованной и искушенной в дискуссиях аудитории (1 Кор. 1:26-29) в надежде, что только они и поймут все. Авторы посланий отдавали себе отчет, что их адресаты были способны понять обращенное к ним, иначе смысл обращения терялся. На мой взгляд, немало нынешних толкователей усложняют понимание важных вопросов, наполняя свои рассуждения трудными терминами и выстраивая очень сложную доказательную систему. Практически все представленные мною размышления и выводы основаны только на Священном Писании.

Вопрос «великой скорби»

Сразу хочу отметить, что неясность по этому вопросу приводит христиан к различным страхам и смущениям. Несколько текстов Писания упоминают это понятие или термин, а также его синонимы (Мф. 24:21; Откр. 7:14; Откр. 3:10 (година искушения)). По разным причинам, порой ничем не обоснованным, термин — как и сам период «великой скорби» — одни отнесли ко времени перед восхищением Церкви, а другие —даже ко времени явления антихриста, обозначив период в семь лет. Соответственно возникли учения о взятии Церкви до или после «великой скорби», либо в середине этого периода. Большое количество именитых богословов основной упор делают на том, что Церковь должна пройти эту «скорбь» перед приходом Христа. Однако так ли это, и действительно ли так написано в Писании? То, что скорби были неотъемлемой частью христианской жизни, не вызывает сомнений (Рим. 5:3; Деян. 14:22; Откр. 1:9). Однако эти тексты говорят об обычной жизни христиан во все века и не касаются особого периода в истории, именуемого в речи Христа «великой скорбью».

Главным аргументом в дискуссии является ссылка на текст Мф. 24:21, а потому стоит к нему присмотреться. Ученики задали Христу три вопроса в связи с Его словами о разрушении храма: «…Приступили к Нему ученики наедине и спросили: скажи нам, когда это будет? и какой признак Твоего пришествия и кончины века?» (Мф. 24:3). На поставленные вопросы Иисус и отвечает, но не в той последовательности, как они были заданы. Важно отметить одну деталь, явно присущую Христу: Он не уходил от ясных ответов, когда вопросы задавали Его ученики. Ему также несвойственно было, как порой нам, дать такой ответ: «Ясность по великой скорби придет только через десятки лет, через Откровение Иоанна. Правда, вы к тому времени уже умрете…».

Слова «великая скорбь» имеют отношение к текстам Мф. 24:15-22 и говорят конкретно о времени разрушения Иерусалима и храма. Примечательно, что эти слова затрагивают всех думающих иудеев того времени, а не только христиан, что видно из этих текстов. Нет большой необходимости писать об иудейском восстании и печальных событиях известной войны, в которой погибло огромное число евреев, и был разрушен город и храм. Как мы знаем, к этому периоду относятся и ужасные гонения на христиан со стороны императора Нерона.

История чудесного спасения христиан из осажденного римским полководцем Цестием Галлом Иерусалима, а равно и тех, кто помнил слова Христа, известна, поэтому повторять ее не буду. Из слов Христа конкретно видно, что, говоря о «великой скорби», Он говорил именно об этом событии. Более того, из Его же слов видно, что подобного больше не будет (стих 21). Это означает, что те толкователи, кто говорит о «великой скорби» в конце времен, неправомочно привязывая ее к главе 13 книги Откровения, не совсем дочитали этот текст, что вносит немалую сумятицу в умы христиан. Это ярко видно из текста Откровение 1:1, где говорится о том, «чему надлежит быть…», то есть, отсчет событий в этой книге идет от времени ее написания, что существенно позже времени разрушения Иерусалима.

Ссылка на Откр. 7:14, где также упоминаются слова «великая скорбь», говорит не об особом периоде и может означать как тех, кто перешел в вечность в дни гонения Нерона и других гонителей в разные времена, так и просто выход из различных скорбей через веру во Христа.

Следовательно: а) «великая скорбь», возвещенная Христом, действительно наступила и была до написания книги Откровения Иоанна; б) этот термин не может быть применим к нашему времени.

Отступничество и явление «человека греха»

Этот вопрос, связанный с историей Церкви и дальнейшими событиями, был представлен апостолом Павлом (2 Фес. 2:1-12), а также тесно переплетается с 13-й главой Откровения. Это обращение апостола Павла, если его неправильно истолковать, открывает дорогу многим последующим неверным взглядам в отношении судьбы Церкви, что приносит немало страхов.

Отмечу сразу, что эти тексты не очень легко понять, потому что мы не знаем, о чем ранее апостол говорил в этой церкви (стих 5). Не буду утруждать вас приведением подстрочного перевода греческого оригинала, так как он и вправду звучит не очень понятно, что отмечали почти все исследователи. К сожалению, немалое число даже именитых богословов, по какой-то причине неверно его интерпретировали, отнеся слова «удерживающий теперь» к антихристу. Давайте попробуем разобраться, так как ясность в таких вопросах весьма необходима и приносит особое утешение.

Считаю это толкование ошибочным по нескольким причинам. Текст этой главы, как и немало других, действительно сложный, на что еще обращал внимание апостол Петр, говоря о словах Павла (2 Пет. 3:15-16). Однако, когда нет ясной картины из конкретного текста – так как Павел говорил об этом ранее (стих 5) – нам надо искать ответ в других его посланиях, а также в речах Христа и даже Откровении, где это касается Его прихода. Подобный подход будет правильным, так как учитывает более полную информативную картину. Это известно как законы толкования.

Прежде всего, важно понять, в чем была опасность того, что люди в церкви не понимали времени прихода Христа. В чем крылась идея обольщения (2 Фес. 2:3) и чем она могла навредить в церкви — о чем и предупреждал апостол. В силу этого будет более понятны последующие предостережения апостола. Но это несколько отдельная тема, потому касаться ее не буду, оставляя на размышление всем читающим.

Тайна беззакония (стих 7) уже была в действии во время апостола, значит, ее черты можно увидеть в других его письмах, а также речах Христа (Мф. 24:24). Это особенно видно в 1 Тим. 4:1-2; 2 Тим. 3:1-5, 4:1-4 и др. В дальнейшем на это обратил внимание и апостол Иоанн (1 Ин. 4:1-3; 2 Ин. 1:7). Этой тайне нужно было только завершение, то есть явление некой конкретной личности, воплощающей в себе полноту беззакония.

В силу этого необходимо рассмотреть термин «день Христов» (стих 2), так как это была основная мысль в этой главе, понимание которой должно было принести мир в сердца фессалоникийцев. Как известно, этот «день» растянут во времени и имеет два этапа, между которыми был период в несколько лет:
а) приход Христа за Церковью и ее восхищение (1 Фес. 4:15-18), не зримое для всего мира, т.к. произойдет «во мгновение ока» (1 Кор. 15:52);
б) зримый приход Христа в мир с Церковью, для суда над миром и царством антихриста, о чем говорит Откр. 19:19-21.

Вполне возможно, что Павел имел в виду в стихах 2-3 отступничество перед взятием Церкви, и явление человека греха (конкретную личность) после взятия Церкви. По тексту видно, что «человек греха» — и есть «беззаконник», который должен открыться, а не две самостоятельные личности, что позволяет признать верным это предположение. Его явление тогда ничем не сдерживается, что и вполне понятно, так как начинается время судов над людьми, отказавшимися от истины (стихи 10-12).

Согласно текстам Откр. 19:19-21 и 2 Фес. 2:8-10, будет более понятно, что обольщение людей разворачивается некоторое время, пока не наступает «день Христов», что можно определить как «вторая фаза» (если этот термин уместен) событий. Это Его пришествие вместе с Церковью, видимое всем или многим явление Его прихода (Деян. 1:11; Мф. 24:27), во время которого и происходит суд над «беззаконником» (2 Фес. 2:8).

Кто же тогда удерживает это время? (Стихи 6-7). Как я писал ранее, немало толкователей предполагают, что это антихрист, который в силу того, что еще не явлен в этот мир, удерживает приход «дня Христова». Почему сложно представить, что речь идет об антихристе в тексте (стих 7)? На мой взгляд, неверен сам посыл в некоторых комментариях в отношении того, что приход Христа может кем-то удерживаться. Это не соответствует Писанию. Апостол Петр (2 Пет. 3:9) утверждает, что причиной некоего промедления может быть только Его любящее долготерпение к людям в надежде на их спасение. Поэтому 2 Фес. 2:3 и стих 7, говорят не о зависимости от прихода антихриста, а просто о предваряющих событиях.

Стоит внимательно посмотреть на стих 6. Для появления, рождения, проявления (не столь важно, как это называется), согласно Писанию, необходимо «свое время», выраженное необходимыми обстоятельствами. По сути, это и есть «сдерживающий» или удерживающий фактор. Поэтому многие, представленные в истории толкования или комментарии, основанные на различном понимании греческого текста, не устраняют фактора некоего сдерживания или «своего времени», который и должен быть устранен.

Что собой тогда представляет этот термин или понятие «свое время», в котором и будет устранен «удерживающий»? Прежде всего, это отступничество от веры, о чем пишет апостол Павел, что не является «удерживающим», но касается просто развития событий в последнее время. Есть также мнение, когда говорят об «удерживающем», что речь идет о Духе Святом, Который должен быть взят от земли. Но тогда придется признать некий небиблейский вывод, говорящий о том, что Бог не вездесущ и будет как минимум одно место, где Бога нет. Это наша земля.

На что я хотел бы обратить особое внимание. Сдерживающим фактором может являться только та власть, что есть у Бога (Мф. 28:18), и которая дана Им трем структурам: государству, семье, Церкви. Именно состояние этих структур (их обессиливание или устранение) определят то время, когда и явится антихрист. Каждая система власти призвана в своей мере сдерживать зло: светская (Рим. 13:1-4), семья (1 Кор. 11:3, 1 Пет. 3:1; Еф. 6:1-4), Церковь (1 Пет. 5:5 и др.).

Устранение структур власти позволяет появиться особому беззаконию и начать превозноситься ему как в сфере религии, так и в остальном (2 Фес. 2:4). Поэтому пока эти структуры власти не будут устранены, приход «беззаконника» не может произойти. Устранение или лишение сил и влияния первых двух структур – государства и семьи, происходит сейчас быстрыми темпами, что весьма заметно многим людям. Однако у системы этого мира и его проигравшего князя нет никаких возможностей лишить силы Церковь (Мф. 16:18; Евр. 2:14-15). Из этого следует вывод: пока Церковь не будет взята от земли, полное раскрытие «тайны беззакония» произойти не может.

Мы видим, что «удерживающим теперь» не может быть ни Дух Святой, ни сатана. Только Бог, являющийся Творцом событий, положил определенный порядок событий и будет все так, как Он сказал и «человек греха» не может явиться, когда хочет.

Второе пришествие Христа и взятие Церкви

Значимость этого вопроса переоценить или недооценить просто нельзя – это одна из основ нашей веры. Это тем более важно, так как неясность в этом вопросе производит волну вымыслов, страхов и ложных ожиданий. Дискуссии о том, когда это произойдет, особенно напрасные выяснения времени прихода, не смолкают и поныне (Мф. 24:36; Деян. 1:6-7). Впрочем, в последнее время они весьма обострились, вплоть до того, что появились «специалисты», кто уже точно называет конкретную дату Его прихода. Прежние «пророки» уже отчитались пред Богом за свои лжепророчества – осталось это сделать новым.

Многих людей в этом вопросе особенно волнует одно: взятие Церкви произойдет до или после периода «великой скорби» и явления антихриста, представленного в 13-й главе Откровения. Упоминаю «великую скорбь» только по той причине, что многие толкователи ошибочно считают, что она должна произойти в последние времена, предваряя восхищение Церкви.

Полагаю, что из ранее рассмотренного мною текста 2 Фес. 2:1-10 уже можно сделать утвердительный вывод о том, когда будет восхищение Церкви: оно произойдет до явления «беззаконника», или антихриста. В отношении же «великой скорби» вопрос также был рассмотрен ранее. По причине того, что эта «великая скорбь», как конкретное событие, уже произошла во время иудейской войны и разрушения Иерусалима, апостол Иоанн не говорит о ней в Откровении. Однако, без всяких на то оснований почему-то говорят многие толкователи. Считаю правильным рассмотреть еще несколько текстов, представленных в Откровении, в защиту взгляда о восхищении Церкви до прихода антихриста.

Итак, пред нами 10-я глава, 5-7 стихи и 11-я глава, стихи 15-19. Должен заметить, что события, представленные в Откровении, имеют последовательный характер изложения, что и видно из текстов (Откр. 1:3,19; 4:1). Церковь упоминается в Откровении до 11-й главы и потом только уже в 19-й главе и далее. Между этими главами описаны другие события, во время которых Церковь находится на небесах с Господом и занята другими вопросами. Однако подобные выводы должны быть подтверждены Писанием, в дополнение к тем, что уже были представлены ранее при размышлении над 2 Фес. 2:1-12.

Термин «тайна Божья» в Новом Завете относится только к Церкви (Рим. 14:24-25; Еф. 1:22-23, 3:3-11, 5:25-27,32; Кол. 1:24-27; Откр. 1:20). Прошу не путать с мятежной тайной блудницы, лжецеркви (Откр. 17:1-5). (В своей книге «Тайна церкви» я много говорю об этом). Упоминается также «тайна рождения» Спасителя (1 Тим. 3:16), но, как мы понимаем, она уже произошла. Других тайн в Новом Завете нет!

По этой причине, когда Ангел говорит о свершении тайны, как о неком завершающем событии, при звуке 7-й трубы, речь идет именно о судьбе Церкви. Об этих событиях говорил и апостол Павел, которому была открыта тайна судьбы Церкви (1 Кор. 15:51-52; 1 Фес. 4:15-17). Итак, когда произойдет это событие, представленное в Откровении? Это описано в 11-й главе с 15 по 19 стихи. С этого времени Церкви на земле уже нет! Как можно заметить, события в 11-й главе происходят ранее, чем события, описанные в 13-й главе.

Время зверя и его начертания

Этот вопрос особенно волнует христианский мир, так как ясности по нему у многих христиан недостаточно: в христианской среде в последнее время возникает немало спекуляций и ложных взглядов. Информация об этом представлена в 13-й главе Откровения и частично в 2 Фес. 8-10. Предупреждения об этом звучали еще из уст Христа и апостолов (Ин. 5:43; 1 Ин. 1;4; 2 Ин. 1:7; 2 Фес. 2:1-10). Итак, что нам хочет донести Дух Божий через Иоанна в 13-й главе?

С первого стиха 13-й главы видна некая последовательность событий, говорящих о том, что это уже другое событие и другое время, в сравнении с событиями 11-й главы. Церкви уже нет на земле, а потому разворачиваются события обольщения многих людей (2 Фес. 2:9-10). Чтобы не повторять многие замечательные толкования по этой главе, обращу внимание только на последние стихи, с 15 по 17, особо волнующие современных христиан. В этих текстах представлено не только начертание, но и имя, и некое число имени зверя. Говорить, что это такое, весьма сложно и преждевременно, так как события еще не наступили, и нет того, чьему образу принудят поклоняться. Речь, безусловно, идет не о собирательном образе, а о конкретной личности.

На поклонение образу зверя необходимо обратить особое внимание. Оно должно быть представлено не как простая возможность «купить и продать», а как нечто большее. Этот образ должен не столько пугать, сколько привлекать людей идеей некой свободы и достижения чего-то весьма существенного для человека. Сатана еще тысячи лет назад пробудил у первых людей это странное желание «быть, как боги». Вряд ли он откажется от древнего обольщения, показавшего результативность во многие века истории. Неизбежность обольщения для отвергнувших спасение отметил еще апостол Павел (2 Фес. 2:9-10). Об этом же говорил и Христос (Ин. 5:42-44), относя причину принятия «иного» к сфере поиска любви и славы вне Христа. Стоит также отметить, что поклонение этому образу предполагает не только внутреннюю продажность ради временных привилегий, но и слабость от страха насилия, что может выглядеть как оправдание поклонения в надежде, что Бог поймет и простит. Однако, что бы ни приводило к поклонению зверю, оно имеет печальную судьбу (Откр. 14:9-11). Кто на что смотрит и чему поклоняется, тот в то и преображается.

Как относиться к этому христианам, которых необдуманно пугают сегодня этими печатями, особенно в свете того, что во многих странах, в том числе и в России, введены специальные коды и «зеленые паспорта», позволяющие покупать и продавать. Правда, за это надо «платить» потерей некоторых прав и свобод. Для многих это стало реальным страхом: не есть ли это время антихриста, а принудительная вакцинация и коды, не есть ли его начертание? Однако, можно ли назвать это поклонением, или для многих это просто вынужденная мера, позволяющая не потерять работу? Хочу на это обратить особое внимание. Мятежному миру всегда было свойственно запугивать верующих, даже ссылаясь на некоторые библейские события, неверно их толкуя. Печально, когда и сами христиане впадают в такое состояние.

Сегодня в мире, в связи с известной «пандемией», заметен некий мировой эксперимент а том, как многого готов лишиться человек ради своего здоровья. На этом желании спекулировал еще сатана в истории с Иовом (Иов. 2:4). Полагаю, что главная проблема не в прививке от нового вируса. Прививки давно являются привычным в жизни общества, а их необходимость определяется серьезными исследованиями и доброй волей человека. Вопрос, похоже, в другом. Сегодня на фоне развязанной истерии страха, различных, явно не всегда обоснованных запретов, проводится репетиция, призванная уточнить все детали формирования «безопасного» проекта обольщения людей в будущем. Все это порой оборачивается страхами у христиан, на радость безумию.

Хочу отметить нечто важное по этому вопросу: во все века истории людям предлагались незримые начертания характера «зверя», своеобразные «печати отступничества», несмотря на то, что сам факт реального присутствия антихриста в мире еще не наступил, как это представлено в 13-й главе Откровения. Происходит это через передачу образа этого мира (1 Кор. 7:31б), на который и смотрит немало обманутых людей. Этот «закон преображения» ярко виден в истории поклонения евреев «золотому тельцу». Что с ними произошло в дальнейшем, известно всем читателям Библии. (Я много говорю об этом в своей книге «Не любите мира»). Мы тоже преображаемся в образ того, на что смотрим (2 Кор. 3:18). Библейская история также описывает случаи когда Бог полагает Свои знаки на тех, кто Ему верен (Иез. 9:4-6; Еф. 1:13-14; 2 Тим. 2:19). Исходя из этих текстов, можно смело сказать: все, что нужно сегодня христианину — это иметь и поддерживать своей жизнью в чистоте и ясности Божью печать. Когда подобная печать есть в жизни, поверх нее никто и никогда не сможет поставить свою печать безумия, как бы она не выглядела во все века истории. При этом важно самому не отрекаться от этих отношений (2 Тим. 2:11-12) и строить их на любви ко Христу и верности (Откр. 2:10б).

Возвращаясь вновь к 13-й главе Откровения, можно увидеть еще одну важную деталь, на которую не так часто обращают внимание. Как много людей примут начертание зверя, и много ли будет тех, кто его не примет, но останется жив? Текст говорит, что тех, кто его не примет, ждет смерть (стих 15), а тех, кто примет, ждет весьма печальная судьба (Откр. 14:9-11). Их вопрос для вечности уже решен навсегда. Из всего этого вытекает важный вопрос: кто же тогда соберется на суд пред Господом во время Его пришествия (Мф. 25:31-33), если одни уже убиты, а другим нет прощения? Вывод из этого один: замысел антихриста, как и многие другие его замыслы в истории, просто не может быть исполнен в той степени, как ему бы того хотелось. Будет много людей, кто просто не примет начертание и даже в это время окажет кому-то существенную помощь, как об этом говорит 25-я глава Евангелия от Матфея. При всем том события, описанные в 25-й главе, стихах 31-33, не относятся к Церкви, так как она не судится.

Как некое завершение рассуждения о событиях 13-й главы книги Откровения, хочу обратиться с вопросом к тем, кто думает, что восхищение Церкви произойдет тогда, когда она пройдет через время, представленное в этой главе. Допустим, что это действительно так. Что тогда получается в этой конструкции? Сатана, в силу своей природы, точно постарается всех свидетелей Христовых поставить перед фактом признания власти «зверя» и необходимости поклонения ему. Конечно, за непризнание этого они будут убиты. Кто же тогда должен живым встречать Его пришествие и измениться в момент восхищения Церкви, как об этом говорит апостол Павел (1 Фес. 4:15-17). Полагаю, что это немалая проблема для тех толкователей, кто придерживается подобных взглядов.

С уважением,
Павел Желноваков

Публикации по рубрикам

Мы используем файлы cookie, это помогает сайту работать лучше. Если вы продолжите использовать сайт, мы будем считать, что вы не возражаете.