Методы преподавания

Организация детсткого служения

Две категории методов:

1. Методы ВПЕЧАТЛЕНИЯ

– Кто-то рассказывает, показывает что-то. Ребенок видит, слышит, нюхает, осязает, пробует на вкус = использует чувства. Учитель привлекает внимание, удерживает интерес, пробуждает желание и побуждает к действию, используя органы чувств. ***театр одного актера.

2. Методы ВЫРАЖЕНИЯ – ребенок думает, говорит, действует. Ученик воспринимает материал, думая, разговаривая, делая. *** экскурсии, нестандартные формы уроков = ребенок играет роль библейских личностей.

Эффективное использование любого метода преподавания должно включать ТРИ НАПРАВЛЯЮЩИХ ЭТАПА:

  1. Подготовить урок, зная цель.
  2. Провести урок так, чтобы достичь цель;
  3. Оценить, чтобы выяснить, достигнута ли цель.

Общие знания человек получает через органы чувств:

  • Обоняние- 3%
  • Вкус - 3%
  • Осязание - 6%
  • Слух - 13%
  • Зрение - 75%

Обязанность учителя - направлять учеников в старании «представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным».

1. Методы «ВПЕЧАТЛЕНИЯ».

  1. АУДИОВИЗУАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА. ***Видеофильмы; Библейские истории; иллюстрированные случаи из личной жизни, картины природы с сопроводительными комментариями… Прежде, чем использовать АВ (аудиовизуальные средства) вкратце объясните группе, что они увидят, услышат… Можно дать задание по прослушиванию (просмотру). Объясните, почему используется именно это сообщение. Чтобы метод оказался эффективным, группа должна быть подготовлена
  2. С БИБЛИЕЙ В РУКАХ. Учитель с Библией в руках учит учеников признавать, уважать, верить и исполнять Слово Божье. Мы поклоняемся Богу, а Его Слово используем, чтобы учить по нему. Пусть Библия будет у вас в руках, когда вы учите. Зачитывайте отрывки из Библии, «Золотой» стих. Научитесь обращаться с Библией!
  3. 3. ДЕМОНСТРАЦИОННАЯ ДОСКА - доска, на которой демонстритуются материалы, связанные с библейским уроком. ДОСКА ОБЪЯВЛЕНИЙ – красочные материалы привлекают внимание учеников, способствуют хорошему запоминанию
  4. КЛАССНАЯ ДОСКА. Учитель + классная доска = 2 учителя. Делайте записи на доске, но не тратьте слишком много времени на писанину, чтобы не потерять интерес учеников. Научитесь рисовать простые картинки, изображающие истину урока. Пусть классная доска всегда будет чистой, аккуратной, в хорошем состоянии
  5. ТАБЛИЦЫ (ДИАГРАММЫ). Могут отражать связь между идеями, людьми, местами и событиями. Это представление информации в какой-то организованной, систематизированной форме. Это графический метод преподавания. Изображение должно настолько четко выражать мысль, чтобы вы нуждались только в очень кратком объяснении. Убедитесь, что таблица достаточных размеров, все ее видят, вы не стоите перед ней, заслоняя ее. Пользуйтесь указкой!
  6. ГРАФИКИ – помогают визуально представить статистическую или числовую информацию о событиях. Помогают сравнивать и систематизировать.
  7. ДИОРАМА – это сцена, сделанная в открытой коробке, ящике. Приготовить ее заранее для использования на уроке
  8. ВЫСТАВКА. Это набор предметов или изображений, призванных проиллюстрировать какой-то принцип или представить информацию. Она должна состоять из реальных материалов. *** Библейские традиции, миссионерство
  9. ПРЕДМЕТНАЯ НАГЛЯДНОСТЬ. Предметы могут быть использованы для иллюстрации библейских истин.
  10. ФЛАНЕЛЕГРАФ. Картинки с липким основанием располагаются на фланелевой доске в определенной последовательности в ходе рассказа урока или применения. Потренируйтесь пользоваться фланелеграфом. Храните картинки в порядке, аккуратно, под рукой и наготове. Секрет успеха – в умении заставлять картинку появляться на доске одним движением руки, продолжайте при этом рассказ!
  11. МАКЕТ. Это небольшая, но точная копия оригинала. Ученики могут познакомиться с теми местами или предметами, которые не достижимы в жизни. *** Макет храма, Скинии (РБО)
  12. КАРТА. ГЛОБУС. АТЛАС. Помогают нам лучше понять происходившее с библейскими героями, найти местоположение городов и сел, связать их с событиями Библии и современной географией этих мест. ***Мир времен НЗ, Палестина в ВЗ и НЗ; Римская империя; миссионерские путешествия ап.Павла
  13. ПРЕДМЕТНЫЙ УРОК. Лучшие предметные уроки - это придуманные учителем. Есть много книг об использовании предметов, но самый лучший - когда Бог проговорил твоему сердцу через предмет, ты увидел пример. Предметными уроками можно пресытиться, тогда они теряют эффективность
  14. КАРТИНЫ. Помогают ученику лучше понять незнакомое. ***устройство дома, привычки, обычаи, одежда, люди… Соответствует ли она возрасту, цели? Не отвлечет ли внимание ребенка. Не показывает ли она негативное влияние или действие? Избегайте небиблейских изображений!
  15. КУКЛЫ. Должны быть достаточно реалистичными, чтобы им верить, достаточно большими, чтобы их видеть, достаточно оживленными, чтобы вызвать интерес. С их помощью можно представить или повторить информацию, дисциплинировать, учить песни, стихи, рассказать о применении истин в жизни…
  16. ЧТЕНИЕ мы - ВПЕЧАТЛЕНИЯ; ребенок - ВЫРАЖЕНИЯ. Выбрать и дать задание прочитать отрывки, относящиеся к следующему уроку. прочитать стих, отрывок из Библии. Хоровое чтение. Чтение по ролям…
  17. ФОТОГРАФИИ.
  18. ДРУГИЕ МЕТОДЫ. Вырезанные фигурки Большие коллекции рисунков Модели Фильмы Комнатная песочница…
  19. ЛЕКЦИИ. ДЕМОНСТРАЦИИ. ОБЪЯСНЕНИЯ. РАССКАЗЫ. ИЛЛЮСТРАЦИИ. Это объяснение темы урока, связав ее с тем, что было раньше и что предстоит. Соблюдайте краткость. Будьте достаточно подготовленным! Привлекайте внимание, используйте разные приемы, чтобы удержать его. Следуйте цели. Будьте внимательны к каждому индивидуально! Избегайте монотонности! Подводите к кульминации! Правильно завершайте! Будьте хорошим рассказчиком, не стесняйтесь быть немного артистом! Будьте искренни! Говорите то, во что сами верите и практикуете в своей жизни. Направляйте мышление группы в русло решения проблем.

ПРЕИМУЩЕСТВО лекций:

  • Учитель может передать информацию, направлять мышление учеников, вдохновлять в их повседневной жизни!
  • Охватывает большой объем информации.
  • Приспосабливается к любой классной обстановке, любому времени.
  • В большой аудитории легче проводить лекцию, чем дискуссию или метод вопросов.

2. Методы ВЫРАЖЕНИЯ.

В практике мы совершенствуемся. Это обучение с помощью впечатления + выражения. *** кто-то рассказывает или показывает – учимся с помощью впечатления. Сами делаем - учимся через выражение. Иисус продемонстрировал, что Его метод - ВЫРАЖЕНИЕ – важный фактор в обучении.

***Встаньте! Приди! Следуй! Идите! Научите! Расскажите! Ступай! Посмотрите! Делай!

  • Невозможно стать христианином без активной практики или участия.
  • Если ученик не участвует в учебном процессе - он не учится.
  • Цель вовлечения ученика – заставить его мыслить!
  • Учитель, не вызывающий ответной умственной реакции, - даром тратит время.
  • Задача учителя – научить ученика не только словам, но мыслям Писания! Не просто вызубрить!
  • Поощрять ученика выражать истину урока своими словами, научить его выражать свою мысль.
  • Сделать из ученика исследователя, научить его обосновывать свое мнение.
  • Мотивировать ученика применять в собственной жизни истину, которую он узнал, исследовал, доказал.
  • Участие делает урок более интересным и значимым и для учителя, и для ученика.
  • Увлечь ученика настолько, чтобы он добровольно, по собственной воле и своему личному желанию принимал участие и учился!
  • Выяснить, какие методы эффективны для данной группы посредством изучения, наблюдения, проб и ошибок.

СПОСОБЫ, ПОМОГАЮЩИЕ ПРИВЛЕЧЬ УЧЕНИКА К УЧАСТИЮ В УРОКЕ.

Самый неудачный метод - тот же, который ты постоянно используешь, один и тот же!

1. ИССЛЕДОВАНИЯ И ОТКРЫТИЯ.

Ученику отводится преобладающая активная роль. Старайтесь, чтобы ученики решали проблему сами!

  • Выяснение путем задания вопросов.
  • Игры.
  • Решение проблемы.
  • Выявляет уровень знаний и побуждает мыслить.
  • Это исследование, узнавание.
  • Задавать вопросы, которые стимулируют и направляют в учебе.
  • Задавать вопросы, чтобы помочь ученику понять, что он знает и что ему нужно узнать.
  • Вызывайте любопытство, стимулируйте интерес.
  • Направьте внимание от неважного к важному!
  • Подведите ученика к выражению своих мыслей, направьте его мышление.
  • Удостоверьтесь в том, что ученик знает и определите, что ему нужно знать.

Виды вопросов:

  • Фактические
  • Интерпретирующие (Что, по вашему мнению, Мария имела в виду?)
  • О применении (Что это значит для вас?
  • Вопросы на выбор (Какие из этих ответов наиболее значимы для вас?)
  • Обосновывающие (Почему?)

2. АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ.

Помогают обучающимся улучшить навыки мышления и общения. Помогают работать в группах.

  • Групповые задания Ограничить время на обсуждение. Дайте время для доклада (каждая группа пусть выберет докладчика).
  • Пресс-конференции.*** на урок придет Иона, Моисей… кто-то будет играть роль неверующего человека…
  • Обсуждения. Его основное преимущество – выяснение и устранение неправильных понятий. Это эффективный способ определения, что именно должен знать каждый ученик, чтобы его понимание предмета было полным. Поощряйте участие каждого ученика. Избегайте споров, при разногласии рассматривайте обе точки зрения. Правила!!!

6 этапов обсуждения:

  1. Выяснение задач, цели.
  2. Анализируются проблемы.
  3. Собираются и изучаются факты.
  4. Рассматриваются все за и против.
  5. Обсуждаются преимущества и недостатки.
  6. Делаются попытки прийти к заключению.
  • Дискуссия. Прения. Дебаты. 2 команды – за и против. Представители каждой команды опровергают заявление противоположной команды и защищают свои собственные.
  • Беседа. Учитель направляет беседу в такое русло, чтобы это способствовало достижению цели урока. Заинтересуйте ученика, чтобы он говорил с вами на эту тему, не просто проповедуйте ему!
  • Задание. Учитель просит ученика заранее подготовиться к уроку. Удостоверьтесь, что ученик знает, что от него ожидают. Проследите, выполняет ли ученик задание (позвоните, встретьтесь). Одобрите, похвалите за выполненное задание. Следите, чтобы задача была тесно связана с целью урока. Подбирайте проблемные ситуации на уровне понимания и опыта учеников.

3.ТВОРЧЕСКИЕ МЕТОДЫ.

Полезны в начале для привлечения внимания молодежи в классе. Помогают развитию урока. Для завершения урока.

  • Творческое мышление
  • Письменные работы Согласия, обязательства, Дневник наблюдений… составление письменных планов на предстоящую неделю, желание изменить свою жизнь, выраженное в заключительном утверждении с указанием дня исполнения поставленной цели...
  • Постановки, Разыгрывание возможных жизненных ситуаций Пантомима, постановка с целью применения библейской истины. Представление не должно выходить за рамки понимания и интереса участников. Библейские истории – хороший материал для этого.
  • Музыка Можно использовать песни для закрепления библейских истин и фактов. Использовать музыку, чтобы создать настроение, поднести применение библейской истины… Научить ребенка петь новую песнь.
  • Маршировка или движение в ритме. Хоровые рифмовки с движениями. Маленьким детям нужно двигаться. Создать необходимое настроение! Помнить о Цели урока!
  • Игра - представление на пальцах. Эффективна для развития малых мышц малышей. С игрой на пальцах связаны стишки с действиями, но может участвовать и все тело… Это часть урока! Должна служить цели урока! ***10 заповедей для малышей на 10-ти пальцах: 1- Нет других богов; 2 – Не поклоняйся идолам! 3 – Не говори плохих слов! 4 – Помни день поклонения! 5 – Будь послушен папе и маме! 6 – Не убивай! 7 – Не прелюбодействуй! Будь верен тому, кого любишь! 8 – Не кради! 9 – Не обманывай! 10 – Не завидуй! Делайте завершение энергичным! Интересным! Неожиданным!
  • Изобразительное искусство, Коллаж (Монтаж) Рисование, разукрашивание, вырезание, создание узоров, плакатов, коллективных рисунков, лепка из глины… Монтаж - это набор картинок в определенной последовательности для дополнительного освещения темы. Коллаж - наклеивание на какую-либо основу материалов, отличающихся от нее по цвету, по фактуре. Он дополняет картинки трехмерным эффектом. Ученики сами могут сделать коллаж или монтаж, чтобы проиллюстрировать применение библейского учения. Дайте время!
  • Согласие/несогласие,
  • Обязательства,
  • Библейские игры - направляют ребенка на изучение материала и запоминания конкретных истин. Творческие методы являются неоценимым подспорьем в обучении. Они помогают ребенку понимать и принимать Слово Божье. Очень важно, чтобы учителя были обучены тому, как Эффективно использовать разнообразные методы и материалы.

ВЫБОР МЕТОДА.

Эффективность метода зависит от достижения цели. Учителя часто останавливаются на методах, которыми сами учатся. Если ты учишь детей, как учишься сам, - ты эгоист! Ты ленив, не хочешь выучить новые методы. Если учишь скучно, не интересно.

Перед тем, как приступить к обучении, выбрать метод, нужно понять 10 основных критериев.

  • Цели и задачи урока. Что ученики должны знать, уметь и делать? Урок должен быть сбалансирован между знаниями учениками Слова Божьего, правильным отношением к тому, чему оно учит, и желанием применять Слово в своей жизни.
  • Количество учеников. Большой класс должен быть поделен на небольшие группы.
  • Размер классной комнаты. Удобно ли заниматься вашей группе в этом классе?
  • Отведенное время. Сколько времени в вашем распоряжении для проведения урока? Есть ли у вас время для нескольких видов деятельности на уроке? Остается ли у вас время для разбора и исследования Писания?
  • Снаряжение и пособия. Оцените имеющиеся у вас, в вашем распоряжении снаряжения и пособия. Проверьте видео-аудиоснаряжения. Возможно, маленькие столы будут способствовать созданию более теплой дружеской атмосферы во время урока?
  • Ресурсы и программа. Еще раз оцените ваши учительские ресурсы и программу. Применима ли она к возрасту учеников? Старайтесь вовлечь учеников в процесс обучения. Подготовьте множество творческих методов, чтобы вдохновить их к послушанию Господу.
  • Расположение комнат. Как расположена ваша комната, в тихом или шумном месте? Возможно, утреннее солнце не позволяет ученикам смотреть в проектор? Классы следует размещать в приспособленных для обучения помещениях.
  • Возраст учеников. Не забывайте о возрастных характеристиках и нуждах ваших учеников. Концентрация внимания, абстрактное и буквальное мышление, речевые и моторные навыки- все это играет огромную роль при выборе методов.
  • Климат в группе. Сколько времени учащиеся группы обучаются совместно. Если давно, скорее всего смогут делиться друг с другом своими мыслями на более глубоком уровне.
  • Учитель. Собираться раз в неделю с другими учителями, чтобы молиться вместе и обдумывать планы на грядущий месяц или четверть. Объединение учителей - метод сам по себе замечательный. Учителя могут показывать своим ученикам пример взаимоотношений. 1Кор.11:1.

ПОЗВОЛЬ БОГУ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ТЕБЯ! НЕ УЧИ ПО-СТАРОМУ, ПО СВОЕМУ! УЧИСЬ ИСПОЛЬЗОВАТЬ НОВЫЕ МЕТОДЫ! НЕ БОЙСЯ ПРИМЕНЯТЬ ЧТО-ТО НОВОЕ!

НЕСТАНДАРТНЫЕ ФОРМЫ УРОКА.

К этим урокам требуется особая подготовка, т.к. нужно продумать обстановку в классе: как дети будут сидеть, что им понадобится на уроке, может быть, нужны будут какие-то декорации, костюмы… Эти уроки требуют особой подготовки учителя к уроку.

Эти уроки могут быть использованы, как фрагмент обычного урока: повторение, библейский рассказ, закрепление… Самый плохой урок тот, который каждый раз повторяется.

  • УРОК - СОМНЕНИЯ. Учитель ставит какую-то библейскую истину под сомнение. Уроки доказывают (опровергают) истинность этого мнения.
  • УРОК, КОТОРЫЙ ВЕДУТ УЧАЩИЕСЯ. Повторение; рассказы из жизни на данную тему; библейские рассказы; вопросы; Домашнее задание. Попросить детей помочь в проведении какой-то части урока. До урока обсудить готовность.
  • УРОК-ПУТЕШЕСТВИЕ. ***Сегодня мы отправимся в путешествие в Вифлеем… *** Закрыть глаза, хлопнуть в ладоши… *** Сесть с детьми под одеяло… *** Взять 2 простыни – море расступилось…
  • УРОКИ С ГРУППОВЫМИ ФОРМАМИ РАБОТЫ. Уроки по подгруппам.
  • ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ УРОКИ. ***Сценки, пантомимы…
  • УРОКИ-СОРЕВНОВАНИЯ. этого высказывания По командам, командам дается задание: *** Найти в Библии стихи, которые относятся к этой теме; *** Командам подготовить сообщение о библейских героях (по выбору учителя, о том библейском герое, о котором говорили на предыдущем уроке… ***Конкурс для капитанов команд…
  • УРОКИ-СУДЫ, ПРЕНИЯ, ДЕБАТЫ. Учитель делит класс на защитников и обвинителей. Сам учитель является судьей. Затем дается одно для всех высказывание. Защитники показывают истинность этого высказывания, а обвинители доказывают, что это высказывание неправильно. Судья-учитель выносит приговор.
  • ОБВИНЕНИЕ/ЗАЩИТА БИБЛЕЙСКОГО ГЕРОЯ. Судья-учитель говорит о том, что мы действительно достойны смерти, но оправданы и не делами, а через смерть Иисуса Христа.
  • ПОИСК ИСТИНЫ. (ИССЛЕДОВАНИЯ И ОТКРЫТИЯ). Учитель ставит перед детьми какие-то жизненные ситуации, в которой сложно определить как нужно поступать. Детям необходимо, согласуя со Словом Божьим, найти правильный выход из этой ситуации. Читая библейский рассказ, дети сами ищут истины, т.е., то, чему они могли научиться через этот рассказ. Приводят примеры из своей жизни.

Под редакцией В.И.Федоровой

Публикации по рубрикам

Мы используем файлы cookie, это помогает сайту работать лучше. Если вы продолжите использовать сайт, мы будем считать, что вы не возражаете.