Когда мы говорим о каких-то событиях, датах — всегда нужно помнить, что за ними стоят конкретные люди. Сегодня мы говорим о 95-летии с того времени, когда был организован Союз христиан веры евангельской пятидесятников. Люди, которые были крещены Духом Святым, стали носителями славы Божьей. Они шли не потому, что были хорошие условия, а потому, что так говорил Бог.
Так случилось и со мной уже после службы в армии, в конце 1977 года. На одном из молитвенных собраний мне было сказано слово, что нужно ехать на Кубань. Я не знал, куда именно и что будет дальше. Ничего этого я не планировал, просто доверял Богу. Я собрался и поехал в Краснодарский край. Сегодня я понимаю, что Бог проводил меня через разные обстоятельства, чтобы я был полезен для Царства Божьего.
Не всегда то, что мы планируем, сбывается. Но нужно быть благодарными Богу за то, что мы пришли к какому-то моменту в жизни и можем зафиксировать это событие. Нужно помнить свой путь.
Говоря о памяти, я хочу обратиться к молодому поколению, чтобы сказать: сегодня мы живём в мечтах наших родителей, которые молились когда-то, получали откровение. Был служитель, который уже ушёл в вечность — Александр Игнатович Косяков. Он насадил целый ряд церквей на побережье Чёрного моря, начиная с Анапы. Он рассказывал, что они молились на подпольных собраниях в 50-х годах, и Святой Дух сказал им, что придёт время, когда проповедовать будут на площадях и во дворцах культуры. Это слово прозвучало, оно осталось в его памяти, хотя всем казалось, что такого быть не может. Я — человек, который большую половину жизни прожил в Советском Союзе. Самое большее, о чём мы могли мечтать — чтобы нас неарестовывали за то, что мы собираемся. Но если Бог сказал — так обязательно будет. Никакое внешнее влияние, обстоятельства не могут вынудить Бога изменить Своё решение.
Память — это способность нашего разума хранить информацию и извлекать её при необходимости: какие-то события, факты. Память помогает соединять поколения. Они способны исполнить волю Божью и достигнуть цели спасения: жизни вечной со Христом. Вот почему важно иметь эту память: память о тех, кто шёл впереди нас — людях, которые что-то сделали, чтобы вера укрепилась была реализована в видимые дела, которые принесут изменения в судьбы других людей.
Что мы должны помнить и почему? Для чего нужно помнить всё, что мы проходили вместе с Богом? Книга Второзаконие, глава 8, стих 2: «И помни весь путь, которым вёл тебя Господь Бог твой по пустыне».
Бог хотел от израильского народа доверия. Он ясно сказал: «Чтобы испытать и узнать, что в сердце твоём». Здесь так написано, как будто Бог не знал, что в сердце народа. Но Бог знал, это были обстоятельства, в которых человек должен был увидеть себя настоящего — то, какой он на самом деле.
Прошедший год я назвал для себя годом незапланированных изменений — таких обстоятельств, с которыми нам приходилось что-то делать. Когда начались все эти события, пошёл поток информации. Я понял, что он может раздавить мой разум, потому что наступило внутреннее смятение, непонимание. Тогда Господь сказал, что делать нам, церкви, в это непростое время. Я получил ясный ответ: помогать тем, кому сегодня тяжело и идти туда, где боль, где люди ожидают помощи.
Дорогие мои, эти события я ещё назвал периодом проявления: многие люди проявились, кто-то и сам от себя не ожидал. И это хорошо. Потому что если ты увидел, кто ты есть на самом деле, и ты понимаешь, что твоё мировоззрение, стандарты твоей жизни не совпадают с божественными стандартами — у тебя остаётся время исправить это и покаяться.
Книга Второзаконие, глава 8, стих 3: «Он смирял тебя, томил тебя голодом и питал тебя манною, которую не знал ты и не знали отцы твои, чтобы показать тебе, что не одним хлебом живёт человек, но всяким словом, исходящим из уст Господа живёт человек».
Бог хотел научить людей уповать на Божье обетование.
Книга Второзаконие, глава 8, стих 4: «Одежда твоя не ветшала на тебе и нога твоя не пухла». Здесь Бог говорит, чтобы народ вспомнил о том обеспечении, которое он имел на протяжении этого периода.
Нам нужно помнить Божью верность, нужно помнить Его заботу, защиту и руководство. Почему это важно? Потому что правильная оценка проживаемых событий позволяет нам увидеть в этих событиях Божье участие. Когда ты проходишь через какие-то жизненные обстоятельства, и ты хорошо видишь перед собою Бога, в которого ты веришь, тогда будет хороший результат в трудные времена и хорошие времена.
Для чего же нам нужно помнить?
Помнить, чтобы знать Господа и стоять в истине. Апостол Павел Тимофею пишет такие слова: «По сей причине я страдаю, но не стыжусь, ибо я знаю, в Кого уверовал и уверен, что Он силен сохранить залог мой на день оной, чтобы знать Господа и стоять, в истине». (Второе послание Тимофею, глава 1, стих 12)
Для нас важно, чтобы познание истины было не с вопросом «Что есть истина?», но с вопросом — «Кто для тебя истина?» Христос о Себе сказал: «Я есть путь, истина и жизнь». И когда истина для тебя — Христос, тогда ты можешь смело сказать: я знаю, в Кого я уверовал, и я знаю, что Он силен сохранить залог мой на день оный. Поэтому вспоминай о том, как вёл тебя Господь в течение твоей жизни, посмотри, к чему привёл тебя твой путь, твой выбор, твоё решение.
Очень важно, чтобы оставалось в памяти Божье присутствие, которое ты переживал в момент сложных обстоятельств.
Помнить, чтобы быть благодарным. Если ты видишь Бога в своём успехе — это очень хорошо. Я хочу, чтобы вы задали себе вопрос: всегда ли я вижу с собой рядом Господа? Может быть, ты уже ушёл своими путями, а Бог стоит и ждёт, когда ты перестанешь барахтаться, бежать, гнать и просто посмотришь вокруг. Он ожидает момента, когда ты скажешь: «Господи, я сдаюсь, помоги мне». Нам нужно помнить, чтобы быть благодарными и никогда не посягать на тот успех, который дал Бог. Какой бы ни был успех, всегда нужно увидеть рядом Господа и помнить об этом, чтобы иметь силы проходить через трудности.
Помнить, чтобы побеждать. Каждое испытание, которое мы проходим вместе с Богом, делает нас сильнее. Когда Давид стоял перед Саулом и говорил, «Я готов пойти сразиться с врагом израильского народа», в его словах звучала сила Божья. Точно так же, когда мы рассказываем Евангелие, говорим кому-то слово веры, и говорим его с убеждённостью — человек принимает, и приходит результат. Если мы помним Бога, вспоминаем события и знаем, что с нами был Бог; если мы помним, где и как Господь вёл — то будем победителями и в очередных трудностях.
Мы не воюем с людьми, но у нас есть враги, которые никогда не успокоятся. Это дьявол, грех, плоть. У дьявола есть мечта: он хочет видеть нас вместе с собой в аду. Но у него не получится, потому что есть Господь, который победил смерть, ад.
Израильскому народу было сказано держать в памяти Божье обещание, уповать на него. Точно так же нам нужно держать в памяти Божье обещание, что «из Его руки никто нас не похитит». «Где Я, там и слуга Мой будет» — я буду держать это в памяти. Когда придут очередные трудные времена, я скажу: «Бог, я снова нуждаюсь в Тебе. Я знаю, что Ты со мною, и я пройду эти обстоятельства». Помнить нужно, чтобы побеждать трудности. Это неотъемлемая часть нашей жизни. Бог в этих трудностях делает нас сильными.
Для чего ещё нужно помнить? Помнить, чтобы сохранить веру. Апостол Павел во втором послании Тимофею пишет: «Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил» (глава 4, стих 7).
Помнить, чтобы передать. Во Христе происходит соединение поколений. Если где-то между поколениями в церкви нет понимания, значит, там маловато Христа. Где Христа много, где Духа Святого в избытке — там конфликтов поколений не будет. Может быть непонимание, но во Христе происходит соединение поколений.
Апостол Павел говорит Тимофею: «Благодарю Бога, которому служу от прародителей с чистой совестью, что непрестанно вспоминаю о тебе в молитвах моих днём и ночью, и желаю видеть тебя, вспоминая о слезах твоих, дабы мне исполниться радости, приводя на память нелицемерную веру твою… Я уверен, что она и в тебе» (глава 1, стих 3). Вот эту веру невозможно передать детям, как какое-то имущество. Чтобы была преемственность, веру надо проявить в своей жизни. Чтобы дети увидели, что родители живут так, как верят, что ценности, о которых они говорят, являются для них для них вопросом жизни и смерти. Кто-то сказал, что если ты не готов умереть за свою веру, то тебе что-то нужно поправить, разобраться со своей верой.
Нужно научиться помнить хорошее. Чем больше в твоей памяти будет хорошего, тем меньше в ней останется места для плохого. Наша память ограничена. Помните только хорошее.
История Российской церкви христиан веры евангельской пятидесятников — это история о людях, которые несли Божью славу, оставили добрую память, сохранили веру и всей своей жизнью передали её потомкам. Я благодарю Бога за этих людей — что их вера и верность были доказаны на деле. Помоги нам Господь помнить путь, который они прошли, которым Господь провёл нас. Чтобы нам быть людьми именно такого сорта, такой закалки, такого качества, чтобы о нас сказали: мы в этих людях видели веру, они жили этой верой. И в ней мы видели Бога, которому они служили.
Эту проповедь Фёдор Николаевич Андронович проповедовал на Всероссийской конференции Российской Церкви христиан веры евангельской пятидесятников в Москве 2 мая 2024 года.