Богословы о посте. Что говорит богослов Уильям Баркли

Богослов Уильям Баркли о посте

Статьи

Уильям Баркли — преподаватель кафедры изучения Нового Завета в университете Глазго, Шотландия, автор популярного комментария к Евангелию, написанного в 1952−1958 гг. Daily Study Bible вышла общим тиражом в 5 миллионов на разных языках, в 1985 году комментарии были опубликованы на русском языке.

Публикуем его комментарии к отрывку из Евангелия от Матфея (глава 6, стихи 16–18) в трёх частях. Богослов рассказывает, как нельзя поститься (часть 1 и 2), и что такое настоящий пост (часть 3).

«Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лицо твоё, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно».


Часть 1. КАК НЕЛЬЗЯ ПОСТИТЬСЯ
Мф. 6:16−18

Пост и сегодня представляет собой важный элемент религиозной жизни. Мусульмане строго соблюдают пост в Рамадан, выпадающий на девятый месяц мусульманского календаря и установленный в память первого откровения, данного Магомету. Пост длится от утренних сумерек, когда можно отличить белую нить от черной, до захода солнца. Запрещено купаться, есть, пить, курить, вдыхать запах духов; разрешено только самое необходимое. Исключение составляют лишь медицинские сёстры и беременные женщины. Могут нарушить пост солдаты и путешественники, но они должны поститься столько же дней в другое время. Если для сохранения здоровья человеку требуется пища, он должен восполнить нарушение закона раздачей милостыни бедным.

Точно такие обычаи поститься были и у древних иудеев. Следует отметить, что, как мы уже говорили, пост длился с утренних сумерек до захода солнца, и после этого времени можно было поесть.

Во времена Иисуса у иудеев был только один обязательный пост — в день очищения. В этот день с утра до вечера все должны были «смиряться» (Лев. 16:31). В иудейском законе книжников сказано: «В день очищения запрещено есть, пить, купаться, помазываться маслом, носить сандалии; запрещена физическая близость». Даже маленьких детей приучали, до некоторой степени, к посту в день очищения, с тем, чтобы, когда вырастут, они были готовы принять участие в народном посте.

Хотя был только один всеобщий обязательный пост, иудеи широко практиковали индивидуальные посты.

  • Был пост, связанный с трауром. Носящие траур должны были воздерживаться от мяса и вина в период между смертью и похоронами близкого человека.
  • Был пост во искупление какого-нибудь греха. Справедливо будет сказать, что иудейские мыслители не видели никакого смысла в посте, которому не предшествовало раскаяние. Пост рассматривался лишь как внешнее проявление внутреннего сожаления.
  • Во многих случаях пост был актом всенародного раскаяния. Так, весь народ постился после поражения в междоусобной войне с Вениамином (Суд. 20:26). Самуил распорядился, чтобы весь народ постился, потому что они ушли за Ваалом (1 Цар. 7:6). Неемия тоже повелел народу поститься и исповедать грехи (Неем. 9:1). Народ неоднократно постился в знак всенародного раскаяния и покаяния перед Богом.
  • Иногда пост служил подготовкой к получению откровения. Моисей постился в горах в течение сорока дней и ночей (Исх. 24:15). Даниил постился в ожидании слова Божьего (Дан. 9:3). Иисус Сам постился в ожидании тяжелого испытания (Мф. 4:2). Это было логично, потому что тогда, когда тело очень хорошо дисциплинированно, духовные и интеллектуальные способности улучшаются.
  • Иногда пост был призывом к Богу. Если, например, не было дождей и урожаю грозила опасность погибнуть, призывали к всенародному посту, чтобы воззвать к Богу.

Иудеи связывали пост с тремя главными идеями
1. Пост был сознательной попыткой привлечь внимание Бога к постящемуся. Это была, в общем-то, очень простая идея. Пост должен был привлечь внимание Бога и побудить Его заметить смиряющегося человека.
2. Пост был сознательной попыткой доказать, что человек искренне раскаялся. Пост являлся гарантией искренности слов и молитв. Сразу заметно, что за этим скрывалась и опасность, ведь то, что должно было быть гарантией раскаяния, могло стать подменой раскаяния.
3. Но в большой степени пост носил подменный характер и в другом смысле. Он должен был служить не столько спасению души отдельного человека, сколько побудить Бога вызволить весь народ Израиля из его мучительного положения. Все выглядело так, как будто особо верующие люди говорили: «Простые люди не могут делать этого; они слишком затянуты своими мирскими делами. Мы же сделаем это особенное, чтобы уравновесить необходимый недостаток в набожности других». Вот таковы были теория и практика поста у иудеев.


Часть 2. КАК НЕЛЬЗЯ ПОСТИТЬСЯ
Мф. 6:16−18

Какими бы высокими не были иудейские идеалы о посте, их осуществление на практике было связано с определёнными опасностями, и опаснее всего было то, что люди могли поститься для того, чтобы показать и доказать всем своё недосягаемое для других благочестие; то есть, чтобы доказать людям, а не Богу, свою набожность и дисциплинированность.

И вот именно это и осуждал Иисус. Он осуждал тех, кто использовал пост для показной и торжественной демонстрации своего благочестия. Иудеи постились по понедельникам и четвергам. Это были базарные дни, и в города, а особенно в Иерусалим, шли люди из всех селений, и потому постившиеся в эти дни получали «зрителей», видевших их благочестие и восхищавшихся ими. Многие умышленно делали всё так, чтобы другие обязательно увидели, как они постятся. Они расхаживали по улицам с намеренно непокрытыми головами и растрёпанными волосами, в небрежной одежде; они даже умышленно набеливали себе лица, чтобы подчеркнуть свою бледность. Это был не акт смирения, а рассчитанное проявление духовной гордыни и хвастовства.

Мудрейшие из раввинов осуждали это так же беспощадно, как это сделал Иисус. Раввины хорошо понимали, что пост, как самоцель, не имеет никакого смысла. Они говорили, что обет воздержания подобен железному воротнику, который одевали узникам. А тот, кто даёт обет воздержания, похож на человека, увидевшего такой воротник, лежащий без присмотра, и засунувшего в него по ошибке голову, и тем самым добровольно принявшего рабство. У раввинов была прекрасная поговорка: «В судный день человек должен будет дать отчёт о каждом добром деле, которое он мог сделать, но не сделал».

Есть один рассказ, который иллюстрирует неправильное понимание поста. В Скалистых горах один путешественник столкнулся с католическим священником; он очень удивился, увидев столь пожилого человека, преодолевающего скалы, обрывы и крутые подъемы, и спросил его: «Что вы делаете здесь?» «Я ищу красоту мира», — ответил старик. «Но, — сказал путник, — не слишком ли поздно в таком возрасте?».

И тогда старик рассказал ему свою историю. Он провёл всю свою жизнь в монастыре и никогда не покидал его пределов. Однажды он тяжело заболел, и у него было видение: у его постели стоял ангел. «Зачем ты пришёл», — спросил он ангела. «Чтобы отвести тебя домой», — сказал ангел. «А я пойду в очень прекрасную страну?» — спросил снова старик. «Ты покидаешь очень прекрасную страну», — ответил ангел. «И тогда, — сказал старик, — я вспомнил, что не видел ничего, кроме полей и деревьев вокруг монастыря, и сказал ангелу: «Но я так мало видел в этом мире, который я покидаю». «Тогда, — сказал ангел, — боюсь, что ты найдёшь мало прекрасного в мире, в который ты отправляешься». «Мне стало горько, — добавил старик, — и я попросил у ангела разрешения остаться ещё на два года. Моя мольба была услышана, и я трачу то немногое накопленное мною золото и все своё время в поисках земных красот — и мне всё это очень нравится!»

Человек обязан видеть земные красоты и наслаждаться ими, а не отвергать их. С религиозной точки зрения пост, как показная демонстрация своего необычайного благочестия, не имеет никакой ценности.


Часть 3. НАСТОЯЩИЙ ПОСТ
Мф. 6:16−18

Хотя Иисус осуждает неправильный пост, слова Его заставляют предположить, что есть и мудрый способ поститься, которого, как Он ожидал, будут придерживаться и христиане. А вот об этом вообще думают лишь немногие из нас. Лишь немногие простые люди относятся серьёзно к посту. А мудрый пост, тем не менее, — отличная вещь, и этому есть много причин.

1. Пост полезен для здоровья. Многие ведут такой образ жизни, что могут стать болезненными и слабыми. Некоторые и живут лишь для того, чтобы есть, а не едят, чтобы жить. Большому числу людей было бы очень полезно поститься чаще, чем они это делают.
2. Пост полезен для самодисциплины. Очень нетрудно потворствовать себе почти во всём. Наступает время, когда мы не отказываем себе ни в чем, что мы можем достать и за что мы можем заплатить. Хорошо, если бы большинство людей каждую неделю хоть на какое-то время не позволяли своим желаниям быть над собой хозяевами, и развивать в себе как противоядие строгую самодисциплину.
3. Пост предохраняет нас от того, чтобы мы стали рабами своих привычек. Многие из нас потворствуют своим привычкам лишь потому, что они не могут бросить их. Эти привычки стали столь существенной частью их жизни, что они не могут бросить их; некоторые люди испытывают такую страсть к некоторым вещам, что то, что должно бы приносить наслаждение, становится необходимостью, а если их лишают, жизнь становится для них адом. Для того, кто мудро постится, ничто не может стать цепью, и никакая привычка не станет господином. Мы стали бы господами наших наслаждений, а не они — нашими господами.
4. Пост развивает способность обходиться без определённых вещей. Важным критерием жизни человека являются те вещи, которые он считает важными и необходимыми. Совершенно очевидно, что чем меньше вещей мы считаем необходимыми, тем более независимыми и свободными мы будем. Когда необходимыми становятся всевозможные вещи, мы оказываемся во власти роскоши. Хорошо, когда человек может пройти по улице, вглядываясь в витрины магазинов и отмечая про себя, что без всего этого изобилия он может обойтись. Некоторые формы поста помогают людям обрести способность обойтись без вещей, которые не должны стать совершенно необходимыми.
5. Пост заставляет нас ещё больше ценить вещи. В жизни бывают моменты, когда какое-либо наслаждение становилось такой редкостью, что действительно доставляет удовольствие, когда удается вкусить её. Нынче аппетит и вкус у многих притупился. То, что когда-то приносило большое наслаждение, стало опиумом, без которого нельзя обойтись. Пост сохраняет остроту наслаждения, поддерживая его новизну и свежесть.

Пост почти совершенно исчез из жизни простых людей. Иисус осуждал неправильные формы поста, но Он никогда не полагал, что пост совершенно исчезнет из жизни. Хорошо, если бы каждый постился по-своему, по своим потребностям. А причина этого заключается в том, чтобы земное наслаждение служило нам путеводителем, а не становилось оковами.

Библия, Евангелие от Матфея, глава 6
Комментарии Уильяма Баркли: https://bible.by/barclay/40/6/

РЦХВЕ

Публикации по рубрикам

Мы используем файлы cookie, это помогает сайту работать лучше. Если вы продолжите использовать сайт, мы будем считать, что вы не возражаете.