Для верующих людей во все времена благотворительность была одним из главных служений ближнему, независимо от того, какой была политика государства в тот или иной период времени.
Основы благотворительности были заложены еще во времена Ветхого завета, когда Господь не только постоянно напоминал о том, чтобы народ проявлял особую заботу о сиротах, вдовах и бедных, но и подчеркивал, что благотворящий бедному дает взаймы Господу, и Он воздаст ему за благодеяние его (Притчи, гл. 19, ст. 17).
В Израиле с древних времен соблюдался закон Божий, гласивший: «Когда будешь жать на поле твоем, и забудешь сноп на поле, то не возвращайся взять его; пусть он остается пришельцу, сироте и вдове, чтобы Господь Бог твой благословил тебя во всех делах рук твоих; Когда будешь снимать плоды в винограднике твоем, не собирай остатков за собою: пусть остается пришельцу, сироте и вдове» (Второзаконие 24:19, 21).
В России древнейшими формами благотворительности были милостыня и призрение нищих. Одним из ярчайших примеров христианской благотворительности на Руси является деятельность святого князя Владимира Святославича, по приказу которого нищих и убогих кормили на княжеском дворе и на городских улицах2. Во времена Киевской Руси князья возлагали на церковь функции общественного призрения, попечительства, – для этих целей из казны выделялись определенные материальные средства. Подобную политику проводили и князья Владимир Святославович, Ярослав Владимирович, Изяслав Ярославович, Всеволод Ярославович, Владимир Мономах. «В период феодальной раздробленности и золотоордынского ига церковь была единственным прибежищем для нуждающихся в помощи людей. Церковь и монастыри в XII-XIII веках фактически взяли на себя благотворительную функцию»3.
Как в древние времена, так и в наши дни, зачастую, именно церкви невзирая ни на какие трудности продолжают с постоянством осуществлять огромную социальную работу среди нуждающихся и неблагополучных слоев населения, успешно реализовывая тысячи социально-духовных проектов, основанных на добровольческой деятельности. Свидетельством тому являются многочисленные центры духовно-нравственного восстановления для лиц, страдающих алкогольной и наркотической зависимостью, созданные религиозными организациями во всех уголках нашей страны. Несмотря на то, что осуществлять такую деятельность становится все сложнее и сложнее, тысячи людей продолжают нести это служение, пропуская через себя призыв Бога: «Спасай взятых на смерть, и неужели откажешься от обреченных на убиение?»4
Между тем, последние новации законодательства в области миссионерской деятельности породили многочисленные вопросы, связанные с возможностью беспрепятственного осуществления благотворительной деятельности. Главный вопрос: «Не будет ли благотворительная деятельность считаться миссионерской и нужны ли верующим, занимающимся социальным служением, документы миссионера?»
Чтобы разобраться в этих вопросах, необходимо выделить основные признаки как миссионерской, так и благотворительной деятельности.
В соответствии со статьей 24.1 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» основными признаками миссионерской деятельности являются:
Основными признаками благотворительной деятельности в силу статьи 1 Федерального закона от 11.08.1995 N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» являются:
Исходя из вышеназванных норм, благотворительная деятельность церквей по определению не может являться миссионерской. Однако если благотворительная деятельность осуществляется религиозной организацией среди неверующих людей и главной ее целью является приобщение последних к деятельности церкви, путем активной евангелизации, то данная деятельность может быть расценена как миссионерская.
Таким образом, если церковь соблюдает наставление, данное в главе 6 стихах 2-4 Евангелия от Матфея: «Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду с вою. У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая. Чтобы милостыня твоя была в тайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно», то ее деятельность однозначно не попадает под понятие миссионерской деятельности.
Тогда как если религиозное объединение исполняет требование Божье: «…Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа. уча их соблюдать все, что Я повелел вам;…»5 и делегирует своих служителей на эту миссию, то это несомненно миссионерская деятельность, и в этом случае, чтобы беспрепятственно исполнять волю Божью, нужны соответствующие документы от церкви, подтверждающие полномочия.
С принятием так называемого «закона Яровой» немало вопросов возникло и у служителей центров духовно нравственного восстановления. Несмотря на то, что руководство нашей страны многократно подчеркивало важность профилактики наркомании и антинаркотической пропаганды среди молодежи, на практике мы по-прежнему продолжаем сталкиваться с рядом неразрешимых проблем. Одна из которых –неопределенность организационно-правовой формы при создании центров. В результате, из-за отсутствия правового регулирования центры функционируют под «крышей» различных фондов, общественных организаций, автономных некоммерческих, религиозных организаций и.т.д., не зная, какую форму для регистрации выбрать. Следует особо подчеркнуть, что на центры, созданные в любой организационно-правовой форме за исключением религиозной организации, «закон Яровой» в части ограничения миссионерской деятельности не распространяется, так как миссионерская деятельность регламентируется Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях», который не имеет никакого отношения к некоммерческим организациям, не являющимся религиозными.
Между тем, на практике, по непонятной причине именно такие НКО больше всего страдают от уголовного и административного преследования. Это ставит под сомнение целесообразность создания центров в форме нерелигиозных некоммерческих организаций. Более того, следует отметить, что НКО, не являющиеся религиозными организациями, не вправе заниматься религиозной деятельностью. В противном случае они могут быть ликвидированы в судебном порядке. В результате, чтобы в рамках закона продолжать деятельность таких НКО, необходимо заключать соглашение о сотрудничестве между, например, фондом и религиозной организацией, в соответствии с которым, духовное окормление и попечение осуществляла бы религиозная организация, а фонд занимался бы профилактикой алкогольной и наркотической зависимостей.
В связи с этим, на сегодняшний день, несмотря на ограничение миссионерской деятельности, наиболее простой и подходящей формой осуществления данного служения является духовно-нравственное восстановление при монастырях, созданных специально для совместного общинного проживания и исповедания веры монахами и послушниками.
В связи с чем, для евангельских верующих было бы целесообразным создание при религиозных организациях общин монастырского типа или служений духовно-нравственного восстановления, действующих в структуре церкви в форме служений. При этом, служителям, осуществляющим это служение, следует выдать документы, подтверждающие их право на миссионерство, во избежание проблем у служителей с властями при их непосредственном контакте с лицами, подлежащими восстановлению.
Еще одним препятствием в совершении этого служения являются проблемы с территориальными управлениями юстиции, ошибочно указывающими, что церковь не имеет права содействовать профилактике алкогольной и наркотической зависимостей, как, впрочем, и любым другим видам благотворительной деятельности. Однако, религиозная организация, осуществляя благотворительную деятельность, действует исключительно в рамках законодательства.
Лишь в далекие советские времена существовал подобный запрет, когда согласно Постановлению ВЦИК и СНК от 8 апреля 1929 г. «О религиозных объединениях» религиозным общинам запрещалась всякая социальная и благотворительная деятельность. Однако те времена вместе с запретами канули в лету.
Сегодня же, в соответствии со ст. 18 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» религиозные организации вправе осуществлять благотворительную деятельность как непосредственно, так и путем учреждения благотворительных организаций.
Кроме того, государство должно оказывать содействие и поддержку благотворительной деятельности религиозных организаций, а также реализации ими общественно значимых культурно-просветительских программ и мероприятий.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» юридические лица вправе беспрепятственно осуществлять благотворительную деятельность на основе добровольности и свободы выбора ее целей. Религиозные организации вправе свободно осуществлять благотворительную деятельность индивидуально или объединившись, с образованием или без образования благотворительной организации. Никто не вправе ограничивать свободу выбора установленных законом целей благотворительной деятельности и форм ее осуществления.
Более того, в силу статьи 22 даже иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные и международные организации имеют право выступать участниками благотворительной деятельности на территории Российской Федерации.
Особо стоит обратить внимание, что согласно пункту 2 статьи 18 Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» должностные лица, препятствующие реализации прав граждан и юридических лиц на осуществление благотворительной деятельности, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Между тем, при осуществлении благотворительной деятельности, впрочем, как и своей уставной деятельности, религиозная организация обязана вести документацию. Так, при официальном осуществлении благотворительной деятельности у церкви в обязательном порядке должны быть документы, свидетельствующие о целевом использовании полученных (выполненных, оказанных) в рамках благотворительной деятельности товаров (работ, услуг). Если получателем благотворительной помощи является физическое лицо, то в налоговую инспекцию представляется документ, подтверждающий фактическое получение товаров (работ, услуг) данным физическим лицом.
Также необходимо обратить внимание, что при помощи малоимущим и бездомным путем предоставления благотворительных обедов действует ряд требований законодательства. Если обеды проходят в культовых зданиях, то необходимо иметь в виду, что любая организация должна иметь санитарно-эпидемиологическое заключение, подтверждающее соответствие столовой требованиям, предъявляемым к организации общественного питания. Если такого заключения нет, то целесообразно проводить подобные обеды в специальных столовых, либо раздавать обеды на улице, но при этом, необходимо знать, что запрещается использование скоропортящихся продуктов. Другими словами, в магазинах должны быть закуплены не скоропортящиеся продукты (например, продукты быстрого приготовления, печенье, конфеты и т.п). Кроме обязательного хранения чека, необходимо в магазине запрашивать заверенные копии сертификатов качества продуктов, которые любой магазин обязан предоставить по первому требованию граждан.
В заключение хотелось бы отметить, что благотворительная деятельность, как в древние века, так и сейчас, является одним из важнейших способов благословения для неверующих людей. Однако сегодняшняя действительность требует от священнослужителей быть грамотными не только в духовных, но и правовых вопросах, для эффективного созидания служений.
Иван Боричевский, руководитель администрации начальствующего епископа Российской Церкви христиан веры евангельской, руководитель отдела миссий и евангелизаций, старший пастор церквей христиан веры евангельской «Новый Завет» Москвы и Московской области
РЦХВЕ