В 58-й главе книги пророка Исайи описывается пост, угодный Богу. «Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся» (Ис.58:6-8).
Давайте разберем основные его составляющие:
«Разреши оковы неправды». Что это значит? Нужно освободиться от всякой лжи. Все мы пришли из мира, которым правит дьявол – отец лжи. Этой ложью мы пропитаны. Лукавство, лицемерие, преувеличение – все эти разновидности лжи есть в нас. Во время поста проси Господа, чтобы Он помог тебе освободиться от всякой неправды. Сам же приложи усердие к тому, чтобы говорить правду всегда и всем.
«Развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо». Что может быть для тебя ярмом, которое надо расторгнуть? Возможно, это зависимость от просмотра телевизора или «зависание» в интернете, от которого ты не можешь оторваться даже для того, чтобы пообщаться с близкими, не говоря уже о том, чтобы уделить время молитве. Некоторые с раннего утра, проходя мимо телевизора, не могут не включить его, а вечером не могут заснуть без него. Другие не в силах провести день без того, чтобы не «посидеть» в социальных сетях.
Твоим ярмом могут быть долги, невыполненные обещания или обеты, которые ты давал Богу в своих молитвах. Молись, чтобы Господь показал тебе то ярмо, которое ты должен развязать, расторгнуть и удалить из своей жизни.
«Когда ты перестанешь поднимать перст и говорить оскорбительное». Здесь речь идет об осуждении, лицемерии. Если ты имеешь пагубные наклонности, то в посте и молитве исповедайся перед Богом и с Его помощью освободись от всего этого. Постарайся не осуждать людей, не критиковать их. Позволь Богу поработать с тем человеком, на которого имеешь обиду и которого постоянно осуждаешь или критикуешь.
«Раздели с голодным хлеб твой»
«Когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся». «И отдашь голодному душу твою, и напитаешь душу страдальца». Твой пост должен быть совмещен с искренним милосердием к тем, кто нуждается в поддержке и помощи. Это может быть не только физическая пища, но и духовная, которой ты способен поделиться с нуждающимся.
«Не укрывайся от единокровного» – значит, приведи в порядок взаимоотношения с родственниками. Во время поста молись Богу о них и проси любви к ним.
БЛАГОСЛОВЕНИЯ ТЕМ, КТО СОБЛЮДАЕТ ПОСТ, УГОДНЫЙ БОГУ
Исайя 58:8-12: «Взойдет исцеление твое, как заря», т.е. во время поста можно молиться о здоровье.
«Тогда свет твой взойдет во тьме, и мрак твой будет как полдень». Господь обещает Свое водительство и успех в делах.
«Ты воззовешь – и Господь услышит». Господь готов ответить на каждое твое прошение и удовлетворить всякую нужду, угодную Ему.
«И застроятся потомками». Господь говорит о восстановлении твоей семьи или рода твоего.
РАЗНЫЕ ВИДЫ ПОСТА
Индивидуальный пост
В Библии есть описание нескольких видов поста. Иногда пост даже влиял на ход истории, в других случаях был средством разрешения сложных ситуаций.
Сорокадневные посты Моисея
Первый пост совершался, когда Моисей взошел на гору и Господь открыл ему видение о том, как построить скинию (Исх.24:18).
Во второй сорокадневный пост Бог дал Моисею откровения десяти заповедей, которые тот записал на скрижалях (Исх.24:28). Эти посты были сверхъестественными, потому что Моисей в течение сорока дней не ел и не пил, но Бог сверхъестественно поддерживал его: «И пробыл там Моисей у Господа сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил; и написал на скрижалях слова завета, десятисловие».
Сорокадневный пост Иисуса Христа
«Иисус, исполненный Духа Святого, возвратился от Иордана и поведен был Духом в пустыню. Там сорок дней Он был искушаем от дьявола и ничего не ел в эти дни; а по прошествии их, напоследок взалкал» (Лк.4:1-2).
Иисус совсем не ел в течение этих сорока дней, но здесь не сказано, что Он не пил. Можно заключить, что Иисус воздерживался от пищи, но не от воды.
Христос был в посте для того, чтобы получить силу Духа Святого на Свое служение. В конце поста «возвратился Иисус в силе духа в Галилею» (Лк.4:14).
Пост Даниила
Об этом посте рассказывается в книге Даниила 10:2-3: «В эти дни я, Даниил, был в сетовании три седмицы дней (7*3=21 день). Вкусного хлеба я не ел, мясо и вино не входило в мои уста, и мастями я не умащал себя до исполнения трех седьмиц дней. А в двадцать четвертый день я был на берегу реки Тигра и поднял глаза мои и увидел…»
Даниил был стар, ему уже исполнилось восемьдесят шесть лет, но у него еще имелось достаточно сил для совершения особой усиленной молитвы. На протяжении трех недель он скорбел. Отказался от какой бы то ни было вкусной еды, не ел мяса, перестал пользоваться ароматами, которые широко использовались на Востоке для освежения тела. Даниил глубоко смирял и уничижал себя. И ниспослал ему видение о судьбе народа Божьего и том, что будет в конце мира.
Коллективный пост
Пост царицы Есфирь
В Библии. в книге Есфирь, описан величайший кризис, перед лицом которого стоял еврейский народ. Персидский царь издал указ о том, что в определенный день все евреи должны были подвергнуться уничтожению.
Есфирь, иудейка, приняла вызов. Вместе со своим дядей, Мардохеем, они условились, что тот соберет всех евреев в городе Сузы и евреи будут пребывать в посте и в молитве без еды и питья три дня и три ночи. Результат коллективного поста выразился в том, что вся политика Персидского царства совершенно изменилась в пользу евреев. Враги евреев по всей Персидской империи потерпели полное поражение. Мардохей и Есфирь стали двумя самыми влиятельными лицами в политике персидского царя. Все это произошло благодаря коллективному посту и молитве Божьего народа.
Пост ниневитян
Есть еще один пример того, как Бог ответил на коллективный пост людей, живущих в Ниневии.
Город Ниневия был столицей Ассирии. В этом городе жили люди, исполненные жестокости, насилия. Город изобиловал идолами, и Господь решил наказать этот город за грехи. Бог призвал Иону пойти и рассказать Ниневии о надвигающемся разрушении. Сначала Иона отказался идти туда, потому что ассирийское царство было врагом его собственного народа. Однако, претерпев суровое наказание от Бога, Иона пошел в Ниневию. Слово проповеди было крайне просто:
«Еще сорок дней – и Ниневия будет разрушена». Ответ ниневитян оказался незамедлительным. «И поверили Ниневитяне Богу, и объявили пост, и оделись во вретища, от большого из них до малого. Это слово дошло до царя Ниневии, и он встал с престола своего, и снял с себя царское облачение свое, и оделся во вретище, и сел на пепле и повелел провозгласить и сказать в Ниневии от имени царя и вельмож его: «Чтобы ни люди, ни скот, ни волы, ни овцы ничего не ели, не ходили на пастбище и воды не пили, и чтобы покрыты были вретищем люди и скот и крепко вопияли к Богу, и чтобы каждый обратился от злого пути своего и от насилия рук своих. Кто знает, может быть, еще Бог умилосердится и отвратит от нас пылающий гнев Свой, и мы не погибнем» (Ион.3:5-9).
В Ветхом Завете не описано другого столь глубокого и всеобщего покаяния со стороны целого общества. Вся нормальная деятельность в городе прекратилась. три дня мычал и кричал некормленый скот. Плач стоял во всем городе. Это было глубокое сокрушение и смирение перед Богом. И ответ от Господа пришел: «И увидел Бог дела их, что они обратились от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и не навел» (Ион. 3:10).
РЦХВЕ по материалам сайта церкви «Вифания», г. Краснодар