500-летие беларуской Библии. Праздник, который нельзя игнорировать

В мире

6 августа 1517-го года уроженец Полоцка Франциск Скорина сделал то, что сейчас назвали бы «невероятным технологическим стартапом». Он начал печатать книги Библии на понятном старобеларуском языке, делая одновременно культурную, информационную и духовную революцию. Чтобы понять подвиг и новаторство Франциска, надо хотя бы немного погрузиться в ту эпоху.

ПРЕДЫСТОРИЯ

В момент, когда Франциск появился в этом мире, мир активно ждал апокалипсиса. В 1492-ом году по определённым расчётам богословов должен был наступить Конец Света. Да и весь XV-ый век в Европе ознаменован значительным моральным падением. «Эпоха Возрождения» приносит не только новаторство в области живописи и скульптуры, но и отход от христианских ценностей. Коррупция, разврат, предательство, ложь активно распространяются как в обществе, так и в католической церкви. Мода на роскошный образ жизни и жажда наслаждений становятся главным трендом на целое столетие. Церковь вместо морального противостояния сама чуть ли не возглавляет процесс разложения, стремясь в первую очередь зарабатывать деньги и расширять свои владения. Торговля индульгенциями, покупка чинов в церковной иерархии, поборы и стяжательство достали всех.

Строительства роскошного собора Святого Петра только подхлестнуло оборот индульгенций.

В то время даже большинство знати была слабо знакома с текстом Библии, что уж говорить про безграмотных крестьян и основную массу городского населения.  Вызвано это было в том числе производственными особенностями, так как Библия копировалась методом ручного переписывания, которое занимало долгие-долгие годы. Сохранилась переписка между писарем великого князя литовского Якубом и московским зодчим Ермоличем, жившими в конце XV века. Якуб просил своего московского друга приобрести для него Послания апостола Павла, тот ответил, что необходимые книги купить готовыми он не смог и обещал заказать их у «доброписцев«. Если даже великокняжеский писарь ощущал нехватку книг и искал их за границей, то приобрести Библию шляхтичу или горожанину было ещё труднее. Современник Скорины, католический кардинал Гозий, однажды сказал: «Позволить народу читать Библию — значит дать святыню псам и метать жемчуг перед свиньями». Но технологии пришли на помощь…

ПЕЧАТЬ

В 1453 году предприимчивый немец Иоганн Гутенберг первым в Европе запустил процесс книгопечатания, начав издавать Библии. Постепенно его навык и опыт прекратил быть тайной и стал перениматься другими мастерами. Однако им тут же было оказано сопротивление со стороны книгопереписчиков и книжных продавцов, так как они опасались конкуренции. Книгопечатники были самыми передовыми новаторами того времени, которые значительно удешевляли и упрощали доступ к получению информации. К примеру, за 2 с половиной года работы скориновской типографии в Праге вышло более 10 тысяч книг. Такую библиотеку не смогли бы осилить 100 переписчиков и за 10 лет. Это как Dial-up и современный широкополосный интернет в сотни мегабит.

Благодаря Скорине белорусы стали первыми в Восточной Европе и вторыми среди славянских народов (после Чехии), кто приобщился к всемирной информационной революции.

ДУХОВНОЕ НОВАТОРСТВО

Но распространение Библии имело куда более широкие последствия, чем просто развитие книгопечатания. На то время Скорина был не только технологическим стартапером, но и христианским. Ведь в том же году, спустя 2 месяца после начала деятельности полочанина 31 октября 1517-го года Мартин Лютер прибьёт к Замковой церкви города Виттенберга свои 95 тезисов, которые стали началом Реформации. А также в корне изменили мировую историю.

Скорину вряд ли можно отнести к классическим католикам или православным. Полочанин указывал на необходимость личных отношений человека с Богом, отрицал нужду в «посредниках» между Словом Божьим и верующим, акцентировал внимание на изучении Библии и на жизни по Слову Божьему, «понеже не толіко докторове і люді вченыі в ніх разумеють, но всякій человек простый і посполітый, чтучы іх ілі слухаючы, можеть поразуметі, что ест потребно к душному спасенію его«.

Несмотря на сдержанную, а зачастую и открыто враждебную позицию православного духовенства, переводы Скорины широко разошлись по всему Великому Княжеству, давая возможность сотням и тысячам литвинов понять Слово Божье. Скорина своей деятельностью подготовил изменения в сознании и способе мышления своих соотечественников, заложил основания подъёма Реформации в Беларуси в середине XVI века. Через сто лет униатский архимандрит А.Селява, обращаясь к православным, писал буквально следующее: «Перед унией (Брестской 1596 г.) был Скорина, еретик гусит, для вас печатавший в Праге книги по-руски«. Кстати, это единственное упоминание в документах той эпохи, которое говорит нам о вероисповедании Скорины.

ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПОДЪЁМ

После деятельности Скорины типографии стали открываться по всей территории ВКЛ: Брест (Николай Радзивил Чёрный), Несвиж (Сымон Будный), Вильно, Лоске, Белыничи, Любча, Ошмяны. Стремление изучить Библию подстёгивало людей к получению образования, распространению грамотности, развитию технологий, пересмотрам норм права. Весь XVI-ый век пронизан активной законотворческой и политически бурлящей жизнью.  Издаются Статуты ВКЛ, принимается первый в мире закон о равенстве веры, появляются «Генриховы Артикулы».  Наша Родина по уровню свободы и прогресса обходит большинство стран Европы, где пылали жестокие меж.конфессиональные войны и распри.

Так что 500-летие беларуской Библии, которое Беларусь отмечает в этом году 6 августа, это куда больше, чем просто дата, связанная с книгопечатанием. Надеемся, что в Беларуси будущего это дата станет национальным праздником.

Источник: 1863x.com

Публикации по рубрикам

Мы используем файлы cookie, это помогает сайту работать лучше. Если вы продолжите использовать сайт, мы будем считать, что вы не возражаете.