31 октября 1517 года к воротам замковой церкви саксонского города Виттенберга ревностный католик, монах, профессор Виттенбергского университета и богослов Мартин Лютер прибил свиток, который впоследствии назовут «95 тезисами Лютера». Вряд ли Лютер предполагал, что его размышления в вопросах веры и спасения души приведут к Реформации.
Слово «реформация», состоящее из корня «форма» и возвратной приставки «ре-», означает «изменение, возвращение к прежней форме». К чему хотел вернуться Мартин Лютер и его быстро умножающиеся сторонники?
Пять постулатов протестантизма
Явление Реформации кратко можно описать с помощью пяти основных утверждений.
«Sola Scriptura» — только Писание, Библия наивысший авторитет и источник христианского вероучения. Ни решения Соборов, ни Предания, ни труды Отцов Церкви не могут быть выше Священного Писания.
«Sola Fide» — только верой спасается душа человека. Спасение невозможно заслужить никакими добрыми делами или подвигами, оно не находится во власти Папы или священников — даётся как дар от Бога.
«Sola Gratia» — только благодать. Источником и инициатором спасения является сам Бог. Из-за поражения человеческой природы первородным грехом человек не способен собственными усилиями обрести спасение.
«Solus Christus» — только Христос Иисус достоин поклонения! Ни «святые», ни священники, ни иконы и статуи, ни какие-либо реликвии не могут быть объектом почитания.
«Soli Deo Gloria» — только Богу слава!
Эти принципы должны были вернуть верующего к истокам, целостности и не поврежденности Евангелия Христова.
Вормский эдикт
Одним из важнейших действий Лютера стал перевод Священного Писания на немецкий язык. Он понимал, что серьезные изменения в духовной жизни людей невозможны без изучения Библии на родном языке. В то время Библия и богословские труды были исключительно на латыни. Да и сама литургия в храмах проводилась на этом языке.
Перевод Библии на родной язык сделал её доступной широкому кругу разных людей. Теперь каждый человек мог, по крайней мере, слушать евангельские истины на понятном ему языке. И то, что прочитали или услышали земледельцы, торговцы, ремесленники и бюргеры, значительно отличалось от той практики, что провозглашалась в стенах католических храмов.
В ту пору во всех концах Священной Римской Империи посланники Папы продавали индульгенции — грамоты, которые якобы давали частичное или полное прощение грехов и освобождали от грядущего наказания за грехи. Причём действие этих индульгенций распространялось как на живых, так и мертвых, тех, кто терпит наказание в чистилище. Эта не соответствующая Священному Писанию практика вызвала возмущение Лютера, побудив написать «95 тезисов».
Слухи о тезисах распространились молниеносно и вызвали резонанс в обществе, в котором уже давно зрело недовольство церковью. Такой выпад, грозивший снизить поступление средств в казну Папы, не остался без внимания высших представителей Католической церкви. Папа Лев Х предал Лютера анафеме, отлучив от церкви. В ответ лояльный до того момента монах и истовый приверженец католической церкви публично сжёг папский указ. Так произошёл окончательный разрыв с официальной церковью.
Позже Лютера вызвали на заседание рейхстага в город Вормс, где в присутствии германской знати, князей и курфюрстов, а также самого императора Карла V было рассмотрено его дело. 25 мая 1521 года «Вормский эдикт» объявил Лютера еретиком и преступником. Этим же указом запрещалось издание и распространение трудов мятежного богослова.
Отлученный от церкви, осужденный знатью и властями, Лютер оказался в непростом положении. Вероятно, он как Ян Гус мог закончить свою жизнь на костре. В укрытии Лютер усердно работал над переводом Библии, сочинял христианские гимны, писал богословские труды и сборники проповедей. А в это время новые идеи распространялись в народе, приобретая как преданных сторонников, так и яростных противников. Перемены в обществе давались нелегко. Но Европа, которую мы знаем, сформировалась под влиянием Реформации. Становление протестантских княжеств, рост национального самосознания, раскол средневековой Европы на католиков и протестантов привели к тектоническим сдвигам в самых разных сферах жизни.
Немецкая слобода
Важные изменения происходили в это время не только в западных землях. 16 января 1546 года в Успенском Соборе Московского Кремля впервые состоялась торжественная церемония венчания на царство 16-летнего Ивана Васильевича, получившего впоследствии прозвище Грозный. Из раздробленных княжеств начало формироваться Русское царство.
В 1552 году Иван IV решил начать книгопечатание; для этой цели искали мастеров печатного дела. По просьбе Ивана Грозного, датский король Кристиан III прислал типографа Ганса Мессингейма. Вместе с типографом король-лютеранин прислал Библию и две книги, в которых излагалось лютеранское вероучение. Кристиан предлагал русскому духовенству рассмотреть книги и, если они посчитают нужным, то Ганс переведет книги на русский язык и напечатает в Москве в необходимом количестве. Книги не напечатали, но царь проявил к лютеранам терпимость и уже в 1560 году позволил строить первую Лютеранскую церковь.
Нам, привыкшим к скоростям распространения информации и передвижения людей, промежуток времени в пару десятилетий кажется огромным, но для той поры это можно было назвать стремительным распространением нового вероучения. Правда, шансов у идей Реформации быть воспринятыми на Руси практически не было.
В традиционной церкви власть, в отличие от католиков, не была централизованной. Службы проводились на понятном церковнославянском языке. Усилия Ивана Грозного, направленные на централизацию власти и еще большего укрепления крепостного права, также не способствовали религиозной свободе. Разрозненные земли объединялись на основании единой православной веры.
Тем немногим лютеранам, что приезжали на Русь из-за границы, не дозволялось проповедовать вероучение среди местного населения. «Иностранные специалисты» были востребованы и приглашались в Россию и в более поздние времена Петра Первого при создании новых городов и флота, и при освоении Екатериной Великой поволжских земель в качестве колонистов. Но во все времена они должны были проживать отдельно, в своих слободах и колониях, и им строго запрещалось вести миссионерскую деятельность среди православного люда.
Укрепление начал веротерпимости
По меткому выражению русского писателя Николая Лескова, «Русь была крещена, но не была просвещена». В состав Российской Империи входили финские, польские, литовские земли, населенные, в том числе, протестантами, но наличие государственной религии не позволяло иным вероучениям развиться в России. Однако вера и уклад жизни «иноверцев» оказывали влияние на тех, кто жил рядом с ними. На протяжении всего 19 века появлялись отдельные яркие представители русского народа, принимавшие новую для себя протестантскую веру.
Важное значение имело создание Русского Библейского общества, которое переводило Библии с уже вышедшего из обихода церковнославянского на литературный русский язык. Было и необычное евангельское движение в среде аристократов Санкт-Петербурга, которое пришло в Россию через английского лорда Гренвиля Редстока. Его миссия в России была недолгой, менее 5 лет, однако оказала влияние на представителей высшей знати. Под влиянием проповедей Редстока они открывали дома для молитвенных собраний, классы для обучения детей горожан, благотворительные столовые и дома помощи нуждающимся и неимущим.
Эти и многие другие события подготавливали почву для последующего распространения протестантского движения, которое произошло с принятием в 1905 году «Указа об укреплении начал веротерпимости». Позднее, как и представители других конфессий, протестанты в России прошли через мрачные времена гонений со стороны атеистической советской власти. Но никакие запреты и гонения не заглушили жажду личного искреннего общения с Богом и любовь к Его Слову.
Протестантские церкви по праву занимают место в многоконфессиональной России. Принципы Реформации они воплощают в современных реалиях. Честные труженики, законопослушные и активные граждане, созидающие её трудом, служением ближнему и молитвами к Богу. Всем этим они выражают веру и прославляют Бога.
Илья Алешин
Источник: http://vio.media/tserkov/solo-na-dveryah-den-reformacii/