Перед Октябрьской революцией 1917 года Россию накрыло великое евангельское пробуждение. Эпицентром этого пробуждения стала столица Российской империи – Санкт-Петербург. Тысячи людей оставляли мёртвые традиции и начинали служить живому Богу.
Интересно отметить, что в основном пробуждение затронуло высшие слои населения, вследствие чего многие аристократы, несмотря на преследование со стороны правительства, присоединялись к евангельским церквям.
Основными движениями (деноминациями) тогда были евангельские христиане под руководством Ивана Проханова и баптисты под руководством Вильгельма Фетлера. В советское время эти два движения соединили, и новое объединение получило название: Всесоюзный совет евангельских христиан и баптистов. Со временем предлог «и» убрали.
По статистике, приведённой на всемирном съезде баптистов, в России на момент революции было свыше 500 тысяч евангельских христиан. Большую роль в становлении и распространении живого христианства в России сыграл Вильгельм Фетлер.
Вильгельм Фетлер родился в 1883 году в Латвии в семье баптистского пастора. Будучи подростком, Вильгельм посвятил свою жизнь Господу и решил принять водное крещение. Из-за опасения преследований отец Вильгельма решил преподать сыну крещение ночью. Но кто-то узнал об этом, и когда отец с сыном выходили из воды, в них посыпались камни, один из которых попал в голову отцу Вильгельма Андреасу.
По окончании школы Фетлер устроился работать в финансовый отдел велосипедного завода в Риге. Вскоре, видя его смекалку, Фетлера поставили на должность управляющего. Это был взлёт его карьеры, в результате чего перед ним открывались великие возможности. Для себя Фетлер тогда решил, что его будущее это бизнес!
Шёл 1903 год. Однажды перед окончанием работы молодой Фетлер подошёл к окну своей конторы и увидел толпы людей, покидающих смену и расходящихся по улицам города. И вдруг он услышал чёткий голос: «Вильгельм!» Фетлер даже повернулся, чтобы посмотреть, кто с ним говорит, но никого сзади не было.
«Видишь ли ты это множество духовно голодных людей? Если ты, который уже познал спасение, не понесёшь им весть о Христе, никто не будет в состоянии заменить тебя. Многие могут делать твою работу здесь, но никто не может делать её там вместо тебя».
После произошедшего Вильгельм решил оставить прибыльную работу в конторе и посвятить себя служению. Он понимал, что ему нужна подготовка, поэтому с помощью словаря он написал письмо-прошение в Англию, в колледж Сперджена и получил положительный ответ. В 1904 году, находясь в Англии на учебе, Фетлер узнал о пробуждении в Уэльсе, в котором участвовал Эван Робертс, и решил лично съездить туда, чтобы посмотреть, что же там происходит. На тех служениях Дух Святой очень сильно коснулся Вильгельма Фетлера.
После увиденного в Уэльсе Вильгельм возвратился в колледж и сказал своим друзьям: «Я понял разницу между обычной евангелизационной кампанией и непосредственным движением Святого Духа».
Читая историю Джона Нокса, Фетлер часто закрывал книгу и взывал к Богу: «Господи, дай мне Россию или пошли мне смерть». (Этой молитвой Джон Нокс молился за Англию). Так Вильгельм научился молиться часами, не замечая времени: очень часто пять минут, которые он решал провести в молитве, продолжались три часа.
Вскоре после окончания колледжа Фетлеру предложили начать служение в Санкт-Петербурге. По приезду туда он первым делом посетил общину евангельских христиан, возглавляемую Иваном Каргелем, но не присоединился к ним, а приступил к организации новой общины баптистов. На средства английской миссии Фетлер снял огромный концертный зал в центре Санкт-Петербурга и дал объявление в газете, что он будет читать лекции на духовную тему. Через короткое время зал на 700 мест уже не вмещал всех желающих слушать Слово Божье. Видя нужду, Фетлер арендовал новые залы и назначал других братьев там служить. Уже через пять лет в одном только Санкт-Петербурге было 12 мест, где проводились служения баптистов с тысячами слушателей.
Служения Фетлера начали посещать аристократы, среди которых были Столыпин, граф Витте, мадам Черткова и другие. Однажды Фетлер даже встретился с писателем Львом Толстым и убеждал его поверить в живого Бога.
К 1910 году возникла необходимость в своём здании. Фетлер получил разрешение на строительство Дома молитвы, которое ему лично вручил царь Николай II. Через два года строительство было завершено, и новое здание, известное как «Дом Евангелия», распахнул свои двери для прихожан: современный зал на 2 000 мест, возвышенность для хора на 120 мест, ещё два дополнительных зала на 400 и 600 мест. Это была первая мега-церковь в России. Имея своё здание, община «Дом Евангелия» начала набирать обороты и стала центром распространения Евангелия по всей империи. При церкви действовала воскресная школа на 800 учеников, проходили и курсы по подготовке служителей, а также проводились классы по обучению женщин шитью и рукоделию.
Наблюдая огромный успех в столице России, в 1912 году Фетлер передал служение братьям и возвратился в родную Латвию. По прибытии в Ригу он сразу же арендовал огромный зал, который в считанные недели заполнился до отказа. По опыту Петербурга, Фетлер в Риге начал строить огромное здание, которое получило название «Дом Голгофы»: два зала, один из которых на 1 000 мест, второй – на 200, столовая и много подсобных помещений.
После того, как Фетлер наладил работу в Петербурге и Риге, он переехал в Москву. Но в Москве, где в то время было 1 600 православных храмов, против него поднялась большая оппозиция. В 1914 году с подачи Православной церкви Вильгельм Фетлер был арестован и осуждён на пожизненное заключение в Сибири, на каторжные работы. Но через знакомства с петербургскими аристократами, пожизненное заключение заменили на депортацию из страны.
Итак, семья Фетлера переезжает в Америку, где он сразу же начал трудиться среди русскоязычного населения в Нью-Йорке и организовал там церковь. Интересно отметить, что после отъезда Фетлера в Филадельфию, его церковь в Нью-Йорке возглавил Иван Воронаев.
В Америке Фетлер обучал новых пасторов в открытом им библейском колледже в Филадельфии. Многие из его учеников понесли благую весть в Польшу, Латвию и даже Советскую Россию.
Сам Фетлер в 1923 году возвратился в Ригу, где открыл новую церковь и построил новый храм, который назывался «Храм спасения». Он вёл миссионерскую деятельность в Латвии и Польше, поддерживал миссионеров, которые трудились в СССР. В начале 20-х годов в Советской России была относительная свобода для проповеди Евангелия, поэтому миссионеры, посланные Фетлером, открыли десятки церквей и привели к Богу тысячи людей.
С наступлением 30-х годов свобода закончилась, многих баптистских проповедников сослали в концлагеря, а некоторых расстреляли. В том же году 5 февраля был закрыт знаменитый «Дом Евангелия» в Петербурге. Здание передали заводу «Электроаппарат».
В 1937 году, передав церковь в Риге своему брату Роберту Фетлеру, Вильгельм приехал на Западную Украину, которая находилась под властью Польши. Как-то посетив служение в Луцке и увидев жажду людей, Фетлер сказал: «Остаток своей жизни я посвящу великому 40-миллионному украинскому народу». В это время он решил изменить своё имя и взял псевдоним Василь Малов. Этим он хотел показать свою незначимость в руках Божьих.
Но его мечте не было суждено сбыться, так как через два года Западную Украину оккупировали советские войска.
Василю Малову удалось бежать до наступления коммунистов в Америку, но его брата Роберта Фетлера, пастора церкви в Риге арестовали. Обвинив в антисоветской деятельности, Роберта и его двоих несовершеннолетних сыновей сослали на каторгу, где через два месяца они были замучены до смерти. Это событие очень сильно потрясло Василя.
Вернувшись в Америку, Василь Малов организовал новое Русское библейское общество, целью которого была доставка Библий в Советский Союз. В это время многие братья из его движения начали сторониться Малова из-за его связей с пятидесятниками, которых он, в отличие от Проханова, считал своими братьями.
11 августа 1957 года Василь Малов посетил украинскую церковь в Канаде, где после проповеди, окружённый братьями, попросил: «Братья, спойте мне что-нибудь». Кто-то начал песню «Братья, все ликуйте!», написанную в своё время Фетлером. По его лицу покатились слезы. «Братья, спойте мне еще по-украински». И братья начали: «Отчэ Нэбэсный…». После этого служения он отправился домой, а через три дня браться узнали, что он умер.
Вильгельм Фетлер ушёл к Иисусу, Которого он так сильно любил, ради Которого страдал и ради Которого так много сделал.
На кладбище городка Эль-Серрито, неподалёку от Сан-Франциско, находится могила, на которой написан стих, имя и годы жизни:
«Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил» (2 Тим. 4:7), Василь Малов, 1883–1957.
РЦХВЕ по материалам romansavochka.com