Пять вопросов епископу Павлу Желновакову о семье:
— Как часто приходится слышать, что институт семьи переживает кризис. А когда много говорят, проблема теряет остроту. В чем же этот кризис заключается?
— Правда, часто слышу фразу «кризис семьи», хотя не думаю, что большинство может определить, что такое кризис. В последнее время достаточно популярное отношение к семье как к свободному институту без обязательств, и это воспринимается как достижение, а не кризис.
Сам бы не решился бы назвать это кризисом в полном смысле слова, в то же время реально видно наличие проблем. В светском мире понятно, что проблемы существуют, потому что отвергая Бога, невозможно построить институт, который напрямую зависит от Него. Здесь говорить о кризисе не совсем уместно. Но то, что существует, на мой взгляд, предкризисное состояние даже в церковных кругах, очень заметно. На Западе церкви вынуждены прогибаться перед законами. В славянских церквях нахлынувшая волна свободы, избыток ненужной информации обнаружили слабые стороны. Еще десять лет назад вопросами семьи занимались не в полной мере, и сегодня есть кризис вопроса о семье, а не самой семьи. Многие люди не понимают, для чего нужна семья, какие цели ставят перед ней и как она выглядит с точки зрения библейского учения. У церкви есть возможность серьезно обратить внимание на вопросы семьи. Если церковь не сможет достойно преподнести модель семьи светскому миру в лице своих прихожан, тогда действительно наступит кризис.
— Почему так важно сохранять семейные ценности, когда та же Европа от них отказывается как от условностей? Советская Россия, кстати, уже переживала время, когда традиционную семью считали мещанством.
— Да, это знаменитый тезис Ленина-Энгельса: жена не может быть твоей собственностью, она для всех партийных товарищей.
Хотим мы или нет, но государство состоит из семей. Если рушатся отношения внутри семьи, то начнут рушиться отношения в обществе. Государство не сможет восстановить базовые ценности ни с помощью системы образования, ни с помощью уголовно-исправительной системы.
Семья — первый институт, утвержденный Богом. Если человек не имеет семьи в том виде, в котором она представлена Богом, то ему нехорошо эмоционально, психологически и физиологически. Восстановить гармонию можно только восстановив семью. Когда рушится семья, рушится процесс воспитания, образования, неизбежно будет падать экономика. Семейный институт основополагающий — он первый в истории человечества. Рушится основание — рушится строение. Это неизбежный процесс, если мы начнем кивать в сторону Европы.
— К публичным личностям мы предъявляем больше моральных и этических требований, чем к самим себе. Как относиться к разводу президента?
— Как и к любому другому разводу, разве что резонанс больше. Развод есть трагедия. Влияние намного серьезней только в силу того, что развелся президент. Библейский царь Соломон говорил, что маленькая ошибка уважаемого человека имеет большие последствия. Мы не вправе судить, потому что слишком мало знаем о том, как развивались отношения, но этот развод — печальная страница современной России.
— На западе уже действуют бюро по аренде членов семьи. У нас есть профессиональные подружки невесты. Как охарактеризовать новое социальное явление? Это переживание одиночества, разочарование, нежелание нести ответственность за друга, брата-сестру, жену — просто заплатил и получил, что хотел.
— Мне сложно ответить, как в дальнейшем будет развиваться это социальное явление. Из того опыта, с которым мне приходилось сталкиваться во время исповеди или консультаций, в этом — целая совокупность причин, среди которых главная — нежелание да и неумение брать ответственность. Не из-за того, что человек принципиально избегает ответственности, просто огромное число людей не знает, что делать с другим человеком. Новое поколение поворачивается к самому себе. Критерием отношений становится сам человек, это некий эгоизм. При таком развитии строить отношения принципиально не получится. Одиночество и разочарование — это уже следствие незнания, неумения и страха перед ответственностью.
Аренда членов семьи — явление для любителей гедонизма: заплатил и получил максимум удовольствия. К сожалению, где-то это неизбежно.
— Семья — это родство кровное или еще духовное?
— С точки зрения Библии, семья — это родство кровное, душевное и, безусловно, духовное. Этот вопрос обретает остроту, когда кто-то из верующих заключает брак с неверующим человеком. Таинство брака до конца не формируется, потому что духовного единства нет. Самое большое — это духовное родство. Если супруги верующие, то семья формируется как изначально задуманный Богом образец.
РЦ ХВЕ по материалам сайта церкви "Новый Завет"