Мы начинаем стареть с того самого дня, как появились на свет. Вроде бы мы празднуем день рождения, а по сути дела отмечаем очередной год, который приближает нас к старости и к смерти. Как нам приготовиться к этому времени? Как нам ориентироваться в этом вопросе? Как нам быть готовыми к мгновению, когда вдруг что-то произойдет и нить нашей жизни оборвется?
Смерть — это Божий зов, который звучит нам с небес, и хорошо, если мы его услышим. Все мы стареем, и не надо никакой веры и никаких аргументов, чтобы признать это. Приходит время, замедляется наш шаг, нам тяжелее вставать по утрам, а ближе к вечеру нам хочется быстрее прилечь. Через некоторое время нам не очень хочется часто смотреть в зеркало и т. д. Мы действительно стареем.
Я никогда не забуду одну историю, которая меня всколыхнула. Умирала девушка 17 лет. Она позвала маму и говорит: «Мама, ты научила меня всему: я умею петь, танцевать, знаю несколько языков, ты дала мне прекрасное светское образование. Мама, ты не научила меня умирать. Мне страшно, мама».
Все, кто хотя бы на одно мгновение соприкасался с этим, очень не понятным для нас, неизбежным, но явно не желаемым явлением, понимает, что вообще-то вопрос не простой.
Как нам приготовиться к старению? Только не думайте, что нам это не грозит. Мы начинаем стареть с того самого дня, как появились на свет. Вроде мы празднуем день рождения, а по сути дела мы празднуем очередной год, который приближает нас к старости и к смерти. Как нам приготовиться к этому времени? Как нам ориентироваться в пространстве? Как нам быть готовыми к мгновению, когда вдруг что-то произойдет и что-то прервет нить нашей жизни? Что, собственно, мы знаем об этом?
Если мы думаем, что для христиан это вопрос решенный, то это неправда. Я знаю многих христиан, которые с ужасом смотрят на приближающуюся смерть, не понимая, что это такое; которые не готовы к старению. И тогда, когда морщин уже несколько больше и голова уже требует, как некоторые говорят, краски, потому что слишком седая, люди начинают нервничат: кто-то бросает свою семью, кому-то молодых подавай и т. д. Всякая глупость иногда в голову лезет, потому что люди не готовы к этому. Они собирались быть вечно молодыми, но так не бывает.
Разумен тот человек, который при жизни своей размышляет над этими вопросами, более того, он блажен, что об этом думает. Хотя вы, наверное, скажете: «Ну, что ты, Павел Иванович, как же можно назвать счастливым человека, который думает о смерти?» Но я буду сегодня ссылаться на Библейские истины, на то, что думает Бог Вечный по этому поводу, потому что только Христос имеет полное и ясное представление о смерти. Это не означает, что я не приведу ни одного светского примера, но при утверждении чего-либо буду ссылаться только на Библию.
В нашей жизни, даём ли мы наказы своим детям, принимаем кого-то на работу, благословляем ли кого-то на служение в церкви, мы обязательно предлагаем размышлять им о многих вещах. Задумывались ли мы о том, что Бог Вечный настоятельно и много раз в Библии по сути дела говорит: «Люди добрые, помните о смерти, и вам будет хорошо!» Ну, знаете ли, вообще-то лучше, как мне кажется, думать о чём-то более приятном. Но Бог настаивает: «Помни о смерти, задумывайся над этим, много думай об этом, и ты будешь счастливым человеком». Какой-то странный рецепт, странное лекарство на пути к счастью — думай о смерти. Мы сегодня коснёмся этого вопроса. Итак, мы призваны размышлять на эту тему.
Маленький пример из Библии. Однажды Иисус обратился к слушателям со странным предложением: «Вспоминайте жену Лотову…» К сожалению, эта женщина оказалась достаточно неразумной женщиной. Когда Лот, племянник Авраама, жил в Содоме и Бог уже решил уничтожить эти несколько городов — Содом, Гоморру и прилежащие города, потому что там было велико развращение, — Ангелы дали ясное указание Лоту и всем с ним: «Спасайся на гору. Не оглядывайся назад». И вот тут и возникли проблемы: она слишком прилепилась к тому, что у них было в Содоме! Видимо, они были достаточно состоятельными людьми, и она не смогла спокойно думать о том, что теряет. Она оглянулась назад и превратилась в соляной столп. Вот о таком, я бы сказал, весьма не обычном, явно нежеланном переходе в вечность, повествует Библия. Нам, европейцам, наверное, весьма трудно принять подобную точку зрения, но евреям без проблем, потому что на Востоке многие сотни лет показывали друг другу на этот столп, как памятник людского неразумия. И вот именно на это обращает наше внимание Бог, чтобы мы помнили, что-то помнили. Я прочитаю несколько текстов из Библии, и мы посмотрим, действительно ли Библия настаивает на том, чтобы мы помнили об этом.
«Доброе имя лучше дорогой масти, и день смерти – дня рождения. Лучше ходить в дом плача об умершем, нежели ходить в дом пира; ибо таков конец всякого человека, и живой приложит это к своему сердцу». ( Екк. 7:1-2).
Нравится ли вам радость дня рождения? Все улыбаются, поздравляют, дарят подарки, просят благословения у Бога… И вдруг, вот такое, почти отрезвляющее с Его стороны – «день смерти лучше дня рождения». Ничего себе! Как вам это нравится? Это не просто случайный человек, которому просто что-то поднадоело в жизни и он решил высказаться по этому поводу. Это Мудрость Божия говорит и при этом добавляет Соломон: «Лучше для тебя, добрый человек, лучше идти в дом плача об умершем, нежели в дом пира». Ну а нам- то, похоже, лучше радоваться, гораздо лучше размышлять о празднике, о свадьбе, о дне рождения, о юбилее каком-то и так далее. Но Мудрость говорит, что день смерти лучше. Можно, конечно, попытаться подискутировать на эту тему, но не с кем дискутировать, он давно у Господа, этот Соломон. Мы можем только размышлять над его словами и надеяться на то, что другие писатели священные дадут нам некий ответ.
«Веселись, юноша, в юности твоей, и да вкушает сердце твое радости во дни юности твоей, и ходи по путям сердца твоего и по видению очей твоих; только знай, что за все это Бог приведет тебя на суд» (Екк. 11:8-9).
Веселись, но помни, веселись, но помни о чём-то, советует мудрец. Итак, совместим несколько этих простых текстов в нашем сознании, хотя нам, наверно, трудно это понять, потому что нам не свойственно об этом думать. Мы просто не хотим об этом думать.
Многие люди стараются сделать что-то над своим организмом, чтобы как можно больше прожить. Почему они так отбиваются от старости? Почему они всеми силами оттягивают мгновения встречи со смертью? Может быть, у них есть на это какие-то основания?
Итак, первое, что мы отмечаем для себя, – Бог Вечный настаивает, чтобы мы, люди, помнили о встрече с Ним, о смерти, о переходе, о будущности, которая может повстречать человека там либо со знаком плюс, либо со знаком минус. Помни об этом, добрый человек, когда тебе радостно, когда ты на каком-то празднике, когда ты ешь или пьешь. При этом я, конечно, не имею в виду каких-то странных напоминаний, иногда комичных, а иногда трагичных.
Как-то я читал об одном пожилом проповеднике, который достаточно поздним зимним вечером, шёл по лесу. Его догнал какой-то крестьянин на санях и говорит:
— Добрый человек, давай я тебя подвезу.
— Ну, конечно, подвези.
Но ведь это проповедник, он не может молчать. И вот, когда он немного согрелся, отдохнул, решил начать разговор и проповедовать крестьянину. И так тихонечко подползает к нему, потому что он сидел позади, и говорит:
— Ну, ты душу свою к смерти приготовил или нет?
Думаю, понятно, что этот крестьянин, что было сил «приговорил» его, сбросил с саней, стегнул лошадь и был таков. Согласитесь, это какой-то странный подход к проповеди Евангелия.
Дорогие друзья, нам что-то нужно знать о том, как Бог рассматривает смерть, что она для нас. Даже трудная информация со стороны Божьего Духа даст нам ясность, прочность и уверенность, потому что страх появляется от незнания.
Я хочу привести вам слова из апокрифической книги Премудрости Соломона 17:10: «Страх есть не что иное, как лишение помощи от рассудка». Если у нас нет ясности, то тогда нас будет в той или иной степени терзать страх.
Итак, давайте посмотрим, что нам, верующим людям, необходимо знать о смерти. Когда-то мне попалось в руки приложение к журналу «Нева» за 1911 год. Там была рубрика «Великая и неведомая», о различных взглядах на смерть разных поколений, народов и разных культур. Я просто удивлялся тому, до чего только сознание людей не дойдёт в побеге от смерти в ужасе и страхе. Взгляды людей нам не очень помогут в понимании интересующего нас вопроса, т.к. мы не знаем смерти.
Что мы, с точки зрения Бога Вечного, призваны знать о смерти? Время от времени мы можем встретить христиан-оптимистов, которые утверждают, что смерть — это нормально. Обычно, я говорю им: «Давай мы с тобой встретимся, когда тебе останется до смерти десять минут». Обычно, вопросы исчезают.
«Последний же враг истребится – смерть» (1 Кор. 15:26).
Вы знаете, мне не хотелось бы говорить кому-то такие «христианские», непонятные лично для меня, лозунги о том, что мы имеем веру и поэтому нам не страшно умирать. Бог Вечный называет смерть врагом. Это наш с вами враг. Враг мироздания, враг животных, враг растений, враг всего, что существует, что не имеет в самом себе жизни вечной. И хотим мы или нет признаться себе в этом, но враг есть враг, имеющий нечто такое, что нас явно не радует. Поэтому разумен тот человек, который размышляет о вере, о Боге, о молитве и в тоже время о смерти, пытаясь посмотреть на неё взглядом Божьим. Бог говорит, что это враг. У врага обычно есть какое-то оружие, которым он стремится влиять и пугать нас. Если мы не знаем, до какой степени смерть способна испугать нас, у нее, как врага, остаётся некое опасное оружие.
Но всемогуща ли она? Как сильно она может влиять на нас? Есть ли у нас надежда или нет? Вопросы можно продолжить. Итак, первое из области понимания того, как Бог рассматривает смерть – видеть её как врага человечества и Бога. А потому мы не одиноки в нашей войне против смерти.
Второе, на что я хочу обратить ваше внимание, — это понимание сути смерти для человека. Бояться ее или нет? А если бояться, то до какой степени?
«Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной; Твой жезл и Твой посох – они успокаивают меня» (Пс. 22:4).
Итак, смерть — наш враг, но до какой степени нам стоит тревожиться? Однажды я прочитал интересное свидетельство. Один пастор ехал со своим сыном на автомобиле. Был яркий, солнечный день. И вот их автомобиль со стороны солнца обгоняет огромный грузовик. И на какое-то время тень от этого грузовика накрыла их автомобиль. И пастор спрашивает у своего сына: «Сын мой, как ты думаешь, что лучше: чтобы на нас наехал грузовик или только его тень нас накрыла?»
Сын ответил: «Конечно тень, ведь тень – это не сам грузовик!»
А теперь подумай, что говорит Бог: «Если я пойду и долиной смертной тени…» Это только тень…
И говоря о судьбе верующего человека, можно сказать, что он не вкусит сути смерти. Библия утверждает, что «верующий человек перешёл от смерти в жизнь». Это не означает, что верующий не умрёт. Мы многих хоронили, умерло огромное количество наших предшественников. И что тогда? Слово Божье не верно? Конечно, нет!
Верующий умирает как обычные люди, но он не вкусит сути смерти. Всё, что он вкусит, — только тень, а тень — это не сама суть. Поэтому, когда мы говорим о старении и приближающейся смерти или, собственно, даже не только старении, потому что, если бы умирали только пожилые люди, мы были бы правы, размышляя только о процессе старения. Умирают и молодые люди. Эта смерть ещё более непонятная. Как нам к этому быть готовыми? Дорогие мои, если вы когда-нибудь окажетесь у постели смертельно больного человека, не скрывайте от него правды, но скажите ему, что это только тень. Он пройдёт через эту тень и не коснётся сути смерти, которая ужасает огромное количество не знающих Бога людей. Это момент его перехода к встрече с Господом.
Следующее, на что я хочу обратить ваше внимание: чем же смерть досаждает нам? Что у неё есть, что так влияет на нас? Если мы сможем это понять, то нам будет легче смотреть ей в глаза. Я могу об этом смело говорить, ибо раз семь смотрел ей в лицо. Это, конечно, не самое приятное состояние, но как видите, продолжаю жить. Поэтому есть нечто, и оно записано в Библии, что поможет нам узнать, чем она может нам навредить. Она, смерть, существует рядом с нами, забирает огромное количество людей. Кто-то желает встретить её в пьяном угаре, чтобы не бояться. В чем же ее сила?
«Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? Жало же смерти – грех; а сила греха – закон. Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом!» (1 Кор. 15:56-57).
Дорогой христианин, хочешь не бояться смерти? Не греши! Жало смерти – грех. Например, если мы встретим обычную ядовитую змею, то испугаемся. А если нам скажут: «Не бойся её, у неё жала уже нет, ядовитый зуб уже вырван». Тогда мы не станем бояться её. Только тогда, когда человек грешит, в его душу вползает ужас смерти, потому что жало существует для того, чтобы что-то внести в сознание человека. Когда змея жалит, тогда она вместе с укусом что-то вкладывает в человека, из-за чего он потом умирает в ужасных муках.
У смерти есть жало — грех. Мятеж, ропот, непослушание Богу, недовольство, зависть, блуд, пьянство, наркомания и прочее, что называется в Библии грехом. Хочешь не бояться смерти? Не греши, и тогда ты не будешь ужален и не будешь мучиться.
Сегодня многие люди живут в страхе, который есть преддверие смерти или, скажем, визитная карточка смерти. Люди боятся. Почему? А потому, что совесть их не чиста. Не греши. У смерти есть только одно жало. Если бы это было многоликое чудище, то тогда попробуй с ним состязаться! Не греши, и она не сможет причинить тебе никакого зла. Пусть тогда она где-то рядом ползает, шипит, вопит и злится.
И ещё одно нам необходимо знать, прежде чем принимать какой-то определённый образ мышления, а, соответственно, и действий по отношению к этому таинственному состоянию. Это то, что смерть не обладает прежней силой. Мы счастливые люди, что живём в новозаветное время. Люди Ветхого Завета переживали более тяжёлое состояние, нежели мы, если, конечно, верим в это. Вот, что об этом пишет Апостол Павел:
«А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола, и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству» (Евр.2:14-15).
Итак, Иисус лишил хозяина смерти силы! Когда мы говорим о смерти, которая происходила пару тысяч лет назад и сегодня, мы говорим о несколько разных понятиях. Впрочем, если человек не верует во Христа, для него это не имеет значения, он по-прежнему подвержен страху. «… которые через этот страх были подвержены рабству». Сегодня огромное количество людей боятся чего угодно: тёмной комнаты, болезней, нехорошей погоды, встать с левой ноги и так далее. Библия говорит, что Бог освободил нас от страха, то есть мы можем изменить наше мышление в этих вопросах и стать свободными.
Что ещё нам необходимо рассмотреть, что приближает смерть? Но вы вправе сказать, что вопрос несколько странный, с точки зрения некоторых религиозных учителей. Ведь все, даже наш последний вздох учтёно Богом. Да, это правда, Бог в своей книге положил начало и конец наших дней. Но в тоже время это не определение в смысле рока. Есть нечто, что приближает человека к смерти. Он, человек, часто умирает не в своё время. Бог сказал, что дней жизни нашей 70-80 лет. А когда человек отходит в вечность в 20-30 лет, что-то неправильное происходит. Давайте посмотрим на высказывание мудреца Соломона:
«…потому что, кто нашел меня, тот нашел жизнь, и получит благодать от Господа; а согрешающий против меня наносит вред душе своей: все ненавидящие меня любят смерть» (Притч. 8:35-36).
Попробуйте сказать человеку, который не любит мудрость: «Ты любишь на самом деле смерть». Он побледнеет, ибо никогда не размышлял в таком русле, что ненависть к премудрости — это любовь к смерти; ненависть к Богу — любовь к дьяволу; ненависть к раю — любовь к аду; нежелание поклониться Богу — желание поклониться сатане. Люди не размышляют вот в таких полярных измерениях. Им кажется, что если он не поклоняется Богу, то он просто нейтральный человек. На земле нет нейтральных людей. Человек либо почитает Бога, либо ненавидит Его. И ещё один текст
«Праведность ведет к жизни, а стремящийся к злу стремится к смерти своей» (Притч. 11:19).
Скажите человеку, который стремится сделать зло, что Бог по этому поводу сказал, что подобное стремление — стремление к своей смерти. Вы сразу сможете убедиться в агрессивном удивлении слушающего.
Итак, когда мы говорим с вами о том, почему люди умирают раньше времени, отбросив катастрофы, войны, эпидемии, которые, в конечном счете, всё равно являются результатом греха человечества, остаётся львиная доля личного недостойного образа жизни людей. Кто стремится к смерти, т.е. к злу, к тем она и придёт в ближайшем будущем.
Говорят, что в Южной Корее люди не живут очень долго. Самое популярное слово в их употреблении — «смерть»: «устал до смерти», «есть хочу до смерти» и так далее. По сути дела, они стремятся к ней, и она к ним приходит.
Итак, не бойтесь напоминать людям, которые стремятся к злу, что они стремятся к своей смерти.
Но тогда возникает следующий вопрос: «А что мне необходимо знать, или что должно в моём сердце укорениться на пути к старению?» В молодости мы стараемся стать взрослыми, а когда взрослеем, боимся стареть. Что же может привнести в нашу душу какую-то упорядоченность, стройность и уверенность, что с нами ничего обычного не произойдёт? Здесь одного какого-то провозглашения не достаточно.
Первое, на что я хочу обратить ваше внимание:
«Когда я увидел Его, то пал к ногам Его, как мертвый. И Он положил на меня десницу Свою и сказал мне: не бойся; Я есмь Первый и Последний, живый; и был мертв, и се, жив во веки веков, аминь; и имею ключи ада и смерти» (Откр. 1:17-18).
Помышления о том, что Господь Иисус прошёл через смерть, умер за наши грехи и преступления на Голгофском кресте и победил эту смерть, наполняют душу миром. Если кто-то победил, то мне легче двигаться по проторенной дороге. Впереди прошёл Иисус и победил смерть. Как Победитель он имеет ключи от ада и смерти. Это означает, что никто случайно, в виду космической ошибки, туда не попадёт. Значит, моя судьба в надёжных руках и со мной ничего просто так не произойдёт.
Я помню одного христианина, которому позвонил один криминальный авторитет и погрозил ему смертью. А он сказал, что его жизнь не зависит от них, она в Других Руках. Это простая уверенность, что мой Бог — это Бог Победитель и без Его ведома не произойдёт ничего случайного в этом мире. О, это выводит душу к высокой радости и надежде.
Для многих людей проблема смерти — это проблема одиночества. Если вы читали какие-то религиозные или философские воззрения, скажем, о язычестве в Египте, вам знакома идея загробного царства. Эта идея в том, что кто-то должен сопровождать человека в путешествии по загробному миру. Интересное в ней то, что она не просто так появилась в религии Египта. Это извращённое представление об одной важной библейской истине, что Бог Вечный обещал сопровождать нас не только в жизни, но и до мгновения смерти.
«ибо сей Бог есть Бог наш на веки и веки: Он будет вождем нашим до самой смерти» (Пс. 47:15).
Не знаю как вам, но мне приятно читать эти слова. Смерть остаётся врагом, даже лишённая силы, и умирать – не радостное явление, потому что Бог не творил нас для того, чтобы мы когда-то пережили веяние старения и смерти. Утешением же при этом является то, что в преддверии смерти Он будет Вождём нашим. Вождь — это тот, кто руководит, поддерживает и вдохновляет.
Дорогие мои, все, кто хоть в малой степени боится, у кого преклонные годы, и вы уже помышляете, что жить вам осталось не столь много, запомните: даже в самое трудное мгновение, когда уже смыкаются глаза, вы никогда не будете одиноки! Он будет Вождём нашим до самой смерти, а там, по ту сторону, Он нас вновь встретит. Ни одно мгновение не пройдёт в одиночестве! Как это славно! Здесь заканчивается наша жизнь, но по ту сторону нас встречает Прославленный Господь. Мы не будем одиноки. Что-то очень светлое и хорошее за всем этим. Бог просто с потрясающей любовью рассматривает мгновение перехода в вечность святых людей.
«Дорога в очах Господних смерть святых Его» (Пс. 115:6).
Если дорога, значит за этим действительно нечто стоит от Господа. И ещё один момент. Иногда мы думаем, что жизнь или смерть — это нечто такое, что возникло либо на уровне безысходности, либо на уровне случайности. Так вот, жизнь, равно как и смерть, никогда не была космической ошибкой.
«Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы. Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было. Как возвышенны для меня помышления Твои, Боже, и как велико число их!» (Пс. 138:16-17).
Скажите это всем, кто собирается делать аборты, пусть задумаются. Жизнь человека — это не просто хотение родителей, космическая ошибка или ещё что-то. За всем этим стоит Божье провидение. Приятно все-таки жить на этой земле в осознании того, что Кто-то о тебе знает правду, любит тебя и заботится о тебе.
Что же тогда всё-таки смерть? Кажется, ответ есть у Павла.
«…при уверенности и надежде моей, что я ни в чем посрамлен не буду, но при всяком дерзновении, и ныне, как и всегда, возвеличится Христос в теле моем, жизнью ли то, или смертью. Ибо для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение» (Флп. 1:20-21).
Надо, видимо, обладать мощным духом, воспитанном на заповедях Божьих, чтобы называть смерть приобретением. Апостол настолько пропитался духом и жизнью Всевышнего Бога, что именно так говорит о смерти.
Хотим ли мы понять дух этого мощного высказывания? Поймите, что смерть — это могучий призыв Бога, Который восклицает: «Человек, пора домой!» Об этом говорили святые мужи Божьи, называя себя странниками и пришельцами на этой земле. «Они ожидали города, художником и строителем которого является Бог». Земля — не вечное наше пристанище. Бог не землю сотворил для вечной жизни, но сотворил Небеса!
«А потому не пускай глубоких корней на этой земле, добрый человек, и вспоминай жену Лотову, которая не смогла увидеть лучший удел, приготовленный Богом». Значит, смерть, в понимании Апостола Павла, никогда не сможет сделать нам ущерба, ибо Бог возвеличится в судьбе нашей жизнью или смертью. Апостол слышит зов Возлюбленного, Который зовёт из вечности: «Добрый человек, собирайся домой! Ты временный житель на этой земле. У тебя было много времени привести всё в порядок, многому научиться, а теперь пора домой! Я уже хочу видеть тебя на небесах!» Павел не боялся смерти и говорил, что он «добрым подвигом подвизался, течение совершил, веру сохранил, а теперь ему готовится венец жизни». Он слышит зов Бога: «Павел, пора домой, Я хочу видеть тебя на святых небесах рядом с Собой!» Павел не боялся ужасающего шипения смерти, ибо он слышал властный голос Бога.
Многие люди отбиваются руками и ногами от этого голоса. Они всеми силами стараются продлить свою жизнь, ведя огромные дискуссии по этому поводу. Почему? Люди боятся предстать пред лицом Божьим, ибо они не всё сделали на этой земле. Поэтому разумен тот человек, который с годами надёжнее и достойнее относится к жизни. Он старается привести свои дела в порядок каждый день.
Я разговаривал с одним христианином-таджиком. Он рассказал, как однажды моджахеды вошли в их молитвенный дом и, приставив к подбородку автомат, сказали, что ему осталось жить 8 секунд и он возвратится к Аллаху. За эти 8 секунд он сказал Богу всё и был готов к встрече с Ним. Может быть, вы помните известную книгу «Только 7 дней». Бог сказал одному, весьма номинальному христианину, что у него только 7 дней, для приведения в порядок своей жизни. И за 7 дней вся жизнь его изменилась.
Но разве не об этом говорит Библия, когда предупреждает нас, чтобы день тот не застал нас неожиданно и не пришёл как вор ночью, чтобы каждый был готов ко встрече Своего Господа.
Дорогие, что для нас смерть? Ужас, страх, смятение или могучий зов Бога, который пронизывает все пространство вечности и звучит к нам оттуда, из запредельного мира: «Павел, пора домой! Ты совершил свое течение, сохранил веру и добрым подвигом подвизался».
«Для меня жизнь – Христос, а смерть – приобретение», — возвещает этот благословенный человек. Можешь ли ты, дорогой слушатель, повторить эти слова вместе с ним? Будем помнить об этом и приобретать этот светлый опыт встречи с нашим Господом, чтобы нас не страшила смерть. У нас, верующих людей, есть обетование нашего Господа, данное через Соломона:
«На пути правды — жизнь, и на стезе ее нет смерти» (Притч. 12:28).
Мы можем приобретать жизнь, более и более наполняясь ею. Живите по правде, ибо на пути правды нет смерти, нет этого ужаса в глазах людей, умирающих без Бога.
На путях правды есть только приобретение и нарастающий зов Бога: «Я хочу видеть тебя на Небесах!» И тогда не будет никаких метаний, попыток удержаться за жизнь, которую уже с большим трудом можно назвать жизнью.
Человек всей своей жизнью по сути дела призван готовиться к смерти, к достойному переходу в вечную жизнь.
Есть ли тогда нам надежда? И насколько глубока эта надежда? Что мы имеем предложить друг другу и себе в молитве? Надежда есть!
«За зло свое нечестивый будет отвергнут, а праведный и при смерти своей имеет надежду» (Притч. 14:32).
Дорогие друзья, ни у одного из нас нет опыта смерти, поэтому, когда мы приближаемся к этим мгновениям, мы все равно движемся верою. У нас есть только Слово Божье и надежда, которая обусловлена для нас Божьим обетованием, что что-то произойдет с нами после перехода в вечность. Через апостола Павла Бог сказал нам, чтобы мы утешали друг друга этими словами:
«Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды. Если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним. Ибо сие говорим вам словом Господним, что мы живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших, потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем. Итак утешайте друг друга сими словами» (1Фесс.4:13-18).
Речь вновь идет о напоминании о смерти. Помни, добрый человек, об этом! Бог все держит под своим контролем. Все, кто умерли, будут воскрешены. Те, кто доживет до пришествия Господня, будет изменен, и все мы поднимемся на небеса навстречу Господу нашему!
У нас есть надежда. Нет надежды только у того, кто не имеет Господа. Поэтому он и страшится смерти. Я смотрел как-то фильм «Мертвец идет» о судьбе человека, приговоренного к смертной казни. За 20 минут до смерти он покаялся. Монахиня, которая ему проповедовала, сказала: «Умирать страшно, смотри на меня, чтобы ты видел глаза человека, который тебя любит». И когда уже мутился его взор, он услышал слова Господа: «Если я пойду и долиной смертной тени, не убоюсь зла, ибо Ты со мной». Итак, утешайте друг друга этими словами. Бог настаивает на этом. Ты не одинок во время перехода в вечность. Любящий Бог смотрит на тебя, ожидая этой встречи!
Наступит время, когда мы увидимся со многими, о судьбе которых мы, возможно, горюем и поныне. Будет что-то удивительное в свое время на земле. Об этом когда-то говорил Бог Вечный, поставивши пророка Иезекииля перед полем, усеянным костьми погибших людей (37 глава). Он задал ему вопрос: «Скажи, сын человеческий, оживут ли эти кости?» Вы знаете, нет большей безнадежности, когда окажешься на подобном поле, когда посетишь кладбище, с разных концов которого доносится стоны и плач людей. Нет большей безнадежности, когда понимаешь, как смерть собирает свои трофеи. Но среди этого поля костей стоял Божий пророк. И Бог ему сказал: «Повели этим костям...» И он повелел. И потом пришел могучий Дух жизни, и люди встали.
Это было великое пророческое видение о судьбе всего мира.
Итак, утешайте друг друга этими словами:
Помните о переходе в вечность, о том, что наш враг лишен силы!
Помните, что есть только одно жало, которое может вредить, и не грешите!
Помните, что на пути правды нет смерти, и что для нас смерть — это не вкушение сути смерти, а только тень!
Помните, смерть — это могучий зов Бога: «Пора домой!»
Помните, смерть — это приобретение, это встреча с Богом!
Возможно, это поможет нам не цепляться за жизнь, не пылить под этим солнцем, не угнетать и не мучить своих близких, простить всем, кто нанес нам обиды и даже раны. Пусть будет свободен наш дух для встречи с Ним!
Смерть для меня — приобретение!