Павел Желноваков. Священство в глазах Бога

Пастору

В последние месяцы, глядя на то, что происходило и происходит в мире, невольно задаёшься вопросом: Господи, что происходит, и что Ты ожидаешь от нас? Говоря «от нас», я имею в виду представителей новозаветного священства. Именно этот немаловажный вопрос особенно тревожит моё сердце в это время, как и многих из вас.

Почему истина о священстве так важна для нашего поколения, особенно в наше смутное время. Все, внимательно читающие Библию, не могут не отметить, что в ветхозаветную эпоху состояние священства определяло состояние общества. Врагов, желающих поработить Израиль, не сильно волновала его экономика и военная мощь, но их волновало состояние священства и того, как оно влияет на общество. Соответственно, они делали всё, чтобы ослабить и исказить именно эту часть жизни Израиля. Путей для этого в мире было много… Страницы Библии полны не только светлых, но и драматичных и даже трагичных историй, связанных со священством. Может ли это относиться к нашей стране, особенно в свете печальных событий последнего времени и тех вопросов, что оно поставило?

Прежде чем отвечать на этот не только сложный, но и достаточно болезненный вопрос, стоит определиться с тем, что имеет в виду Святое Писание под словом «священник», какие были его задачи и, конечно, права. Священство исходит от Бога, так как именно Он в Библии назван истинным Священником.

Впервые в Библии мы встречаемся с этим словом в книге Бытие. Оно относилось к достаточно таинственной личности – Мелхиседеку (Быт. 14:18). Это слово упоминается в Библии около 260 раз. В дальнейшем когда в Израиле был утвержден институт священства и выделена особая группа — колено Левино — для этого служения, был сформирован и свод требований и задач в отношении священников. Полагаю, что можно сформулировать простое определение священника, как «человека предстоящего пред Богом и приносящего жертву», что и определялось как «священное служение». Однако мы будем не совсем правы, предполагая, что подобное служение началось с дней Моисея или во времена Мелхиседека. Первыми священниками, как-бы мы к ним не относились, были сыновья Адама Авель и Каин (Быт. 4:3–5). Стоит ближе присмотреться к истокам их священства, так как понимание этого позволит увидеть дальнейшие пути его развития и избежать немало печальных событий.

Оба брата получили, полагаю, от своего отца достаточно ясные указания о взаимоотношениях с Богом, основанных на вере и принесении жертвы. Авель справился с задачей достойно, за что и получил одобрение от Бога (Евр. 11:4). Однако, не так сложилось у Каина. Он посчитал возможным «отредактировать» вопрос жертвы, приносимой Богу, что показало его мятежную сущность, требующую даже от Господа уважения его мнения. Бог весьма жёстко отреагировал на это (Быт. 4:6-7). К сожалению, история на этом не закончилась, что и естественно для мятежного сердца.
По сути, перед нами древняя попытка повлиять на Бога, настойчиво предлагая Ему свои варианты развития священства, как и многое другое. Как мы понимаем, повлиять на Бога своими «мудрыми» предложениями, а также трудом и потом добытых и предлагаемых жертв вряд ли у кого получится. По этой причине мы и встречаемся с первым, полагаю, ритуальным убийством, свершённым в надежде, что устранение соперника принудит Бога принять условия порочного священства Каина (стих 8). Я назвал это ритуальным убийством не в смысле принесения Авеля в жертву Каином, а в смысле, что это связано с желанием убедить Бога в «правильности и ценности» своих религиозных убеждений. Собственно, это не исчезало из истории во все последующие века (Ин. 16:2; Иуд. 1:11а).

Безусловно, что Каин никак не мог подобными поступками что-то изменить в понимании Бога, истинного Священника, и понес за это достойное наказание (Быт. 4:10–12). Ожидать другого финала в этой истории было невозможно. В принципе, история хорошо известна, но нам важен для нашего размышления важен её финал. В чём же проявилось проклятие не только над судьбой Каина и его потомков, но и над его представлением о священстве? Дальнейшие стихи в этой главе могут даже поставить нас в тупик (стихи 17–22). Как-то необычно, говоря о проклятии в жизни Каина, видеть прогресс в его роде: строительство города (ст. 17), рождение детей (ст. 18-19), развитие животноводства и сельского хозяйства (ст. 20), появление культуры (ст. 21) и формирование экономики (ст. 22). Разве это не впечатляет, особенно на современном фоне? В чём же тогда проклятие и какое это имеет отношение к вопросу священства?

Ответ можно прочитать в стихе 16: «И пошёл Каин от лица Господня…» Бог в священстве Каина не нужен, но нужна деятельность! Этот текст открывает нам глаза на формирование «бесполезного священства», имеющего своих последователей и печальные последствия даже в наши дни. Каин, к сожалению, так и не признал неправоты ни в вопросе своей жертвы, ни в вопросе убийства Авеля, как соперника в понимании священства. Чем же так привлекательно во все века подобное священство для многих, называющих себя верующими людьми? Говорю об этом по причине того, что взгляды Каина смогли пережить не одно тысячелетие. Для многих комментаторов известного текста Послания Иуды 1:11 «путь Каина» измеряется только вопросом братоубийства в различной его форме. Безусловно, это имеет место, однако, Божий человек говорил об этом пути в контексте неверного взгляда на благодать и мятежность (Иуд. 1:4), что стоит в одном ряду с лукавством Валаама и незаконными притязаниями на священство со стороны Корея. Неверный взгляд на благодать открывает бесполезность подобных убеждений. Это вторая, если не основная, часть ужасного «пути Каина» — формирование «бесполезного священства», столь привлекательного для многих, но весьма опасного по своей сути. Не обратить внимание на эту опасность просто нельзя.

Чем же так привлекательно подобное «священство» и говорит ли Господь где-то ещё об этом? Многих оно привлекает тем, что предлагает успех, как минимум, на определённое время. Однако, как мы знаем, успех измеряется либо «по плоти», либо «по духу», что весьма разнится в своей сути (Рим. 8:5–8). Более того, Писание утверждает, что живущие «по плоти» не только не смогут угодить Богу, но неизбежно будут противиться Христу и ненавидеть тех, кто Ему искренне служит. Мир поделён от древних времён: плоть или дух, свет или тьма, Адам или Христос. В мире есть только два вида священства: истинное, через Христа, или бесполезное, в «духе Каина». Выбор между ними для христиан всегда неизбежен.

То, что привлекает в священстве Каина, давно получило достойную оценку в речах Христа: даже приобретение всего мира не сравнится с ценностью души, если она будет потеряна для истинной жизни (Лк. 9:23–25). Многие святые сталкивались с искушениями подобного священства, и касалось это не языческого мира, а того, что происходило в среде избранного народа. Яркий пример тому — оценка священства пророком Малахией (1:6, 7, 12; 3:13–15). Служение измерялось выгодой, а не пониманием святости служения и чести Его святого имени. С этим столкнулись и новозаветные святые. Так, апостол Петр призывает пасторов служить не из корысти (1 Пет. 5:1, 2), а апостол Павел ставит непременным качеством для пасторов отсутствие корыстолюбия (1 Тим. 3:3). И разве не подобному «священству» давал оценку Христос, призывая к ценностям и покаянию (Откр. 3:14-16)?

Итак, можно сделать вывод, что «бесполезное священство» всегда будет апеллировать к внешнему успеху, пышности богослужения и видимому благополучию, пренебрегая истинным богатством Его милости, верностью Его слову и не позволяя другим переживать настоящее благословение. Оно всегда будет предлагать свой вариант священства, пытаясь доказать Богу, что оно хорошо и востребовано обществом. К сожалению, пока это «священство» на своём месте, оно не позволит людям переживать ответы от Бога, либо постарается максимально их ограничить (Мф. 21:12–14; 23:13). Безусловно, защитники «бесполезного священства», священства в духе Каина, будут не только настоятельно предлагать подобное священство, но и отчаянно защищать его от любого обличения и вмешательства (Ин. 16:2, 3). Весьма ярко видно это в ситуации с Христом, Которого столь отчаянно и люто ненавидели, что готовы были пойти на любые меры для Его устранения, вплоть до готовности призвать проклятие на себя и детей (Лк. 21:1–5, 52, 53; Ин. 19:6,15; Мф. 27:18, 25). Как же это ужасно!

Размышляя над подобным «священством», правильно и уместно обратить внимание на задачи истинного священства, но фоне которого «священство Каина» не просто теряет привлекательность в умах современных людей, но показывает всё своё уродство. Каин, защищая надуманные права на собственную оценку своего священства и жертвы, убивает невиновного Авеля, своего брата. Видимо, он надеялся, что если лишить Бога выбора в отношении поклонников, Бог вынужден будет принять условия Каина. Так это священство будет поступать во все века, стремясь устранить неугодных. Однако, чем отличалось истинное священство, установленное Богом, от ложного? Ходатайством за виновных!

В ветхозаветной истории есть два невероятных по своему драматизму случая. Первый — ходатайство Моисея за судьбу согрешивших евреев (Исх. 32:30–32). Второй — не менее необычный — представлен ходатайством Аарона и описан в книге Числа, 16:42–49.

Хочу особенно обратить внимание на него. Моисей посылает Аарона встать на пути Божьего суда и гнева, что не просто необычно. Возможно, вышел некий Ангел, посланный защитить честь имени Господа и наказать виновных в оскорблении Бога. Вас не удивляет сама постановка вопроса для Аарона — «заступи общество»? Но от кого заступи? Разве наказание было не решением Господа? Почему же Аарон не погиб, в отличие от тех 14 700 евреев? Истинное священство является собственностью Бога, что и отражалось на золотой табличке на головном уборе священника: святыня Господня (Исх. 28:36–38). Тот, кто наказывал виновных людей по решению Бога, не имел права тронуть того, кто был собственностью Всевышнего! А разве мы, священство Нового Завета, не Его собственность (1 Кор. 6:19, 20), разве только что не живем так…

Тогда у многих из нас неизбежно возникнет один непростой вопрос: по какой причине многие еврейские священники и первосвященники времён Христа потеряли своё священство и стали на путь мятежного и продажного священства в «духе Каина»?

Ответ кроется в самом важном предназначении священства, как уже было отмечено раньше: они должны были стоять в ходатайстве перед Богом за судьбы виновных людей, в надежде на милость любящего Бога! Что же произошло с ними и почему они его полностью утеряли? Безусловно, что терять они начали существенно раньше, о чём так много говорили Божьи пророки (Иер. 5:30, 31), но должна быть некая важная точка невозврата в этом отступничестве. Она есть и весьма драматичная. Священники не только не ходатайствовали о Христе перед Пилатом, но усиленно обвиняли невиновного, зная, что это святая Личность (Лк. 23:10, 20–23). Это был тот момент, когда они потеряли своё священство, охваченные завистью к Христу и страхом потери своей власти (Мк. 15:9, 10; Ин. 12:9, 10), осознанно отказавшись от принципов Божьего священства, что окончательно и определило их дальнейшую судьбу. Нам же, священникам Нового Завета, весьма важно из этого вынести необходимый урок, так как не только Его любовь и милость, но и Его святость и справедливость к людям не подлежат редактированию (Гал. 6:7, 8).

В продолжение размышления необходимо выяснить, когда и по какой причине Христос вступил в провозглашённое для Него Отцом священство (Евр. 7:17, 21). Священство земное было уделом колена Левина, но Христос был из колена Иудина, потому Он и провозглашён священником по «чину Мелхиседека». Однако, как мы понимаем, пока в истории Израиля стояли на законном основании священники-левиты, не могло явиться иное священство. Утерянное ветхозаветное священство стало одной из важных причин открытия двери к новозаветному священству, основанному на подвиге Иисуса, о чём много говорит автор послания к Евреям в 7–10 главах.

Как было сказано ранее, задача священства — ходатайствовать за виновных, что особенно ярко раскрылось в драматичном характере мучений, смерти и молитве Христа на кресте. Именно Он показал силу и величие любви Отца к людям, не смотря на боль и оскорбления (Лк. 23:33, 34). Ходатайством на кресте за виновных (они таковыми и были) Он показал Себя как милостивого и истинного Первосвященника (Евр. 2:17, 18 — 4:15-16), что и открыло путь к новозаветному священству христиан. Первосвященники земные обвиняли, теряя священство, а Он ходатайствовал, вступая в права небесного Первосвященника (Евр. 8:1, 2).

Именно замечательный текст послания к Евреям 8:1-2 приводит в необычный восторг и изумление. Характерным штрихом этого утверждения является то, что из ранее последовательно изложенных истин в этом послании, именно вопрос священства является главным. Однако даже беглый взгляд на первые семь глав поражает глубиной и многообразием откровений, в том числе о священстве и значении закона. Если это действительно так, тогда сердцу и разуму каждого христианина должно быть свойственно трепетное проникновение в тайну священства, так как оно открыло дверь и нашему священству (Евр. 10:19–23; 1 Пет. 2:9).

В фактическом (не только в вере) вступлении в новозаветное священство есть свои особенности, на которые нельзя не обратить внимание. Мне как соискателю благословений новозаветного священства важно знать, для чего оно мне предлагается и какова его цена для моей судьбы. Писание не скрывает от нас этой истины (1 Пет. 2:9). Мне важно знать и беречь эту истину в сердце, сохраняя тайну священства, чтобы не увлечься «бесполезным священством». Писание и этого не скрывает от нас, но насколько я готов услышать? Ответ покоится в словах Христа о понимании милости в судьбе священства (Мф. 9:12, 13; 12:1–7). Бог хочет милости! Её нельзя приобрести просто через чью-то молитву, ей, оказывается, нужно учиться. Как долго? Я не знаю, но другого пути у нас нет. Именно этого по какой-то причине не смогли понять священники и духовные лидеры Израиля, постоянно искушавшие Его (Ин. 8:3–11). Милость, как мы знаем, превозносится над судом (Иак. 2:13). Так жил наш Спаситель, к этому призваны и все мы, особенно те, кто стоит в ответственном служении в церковных структурах.

Но на пути растущей милости неизбежно должен быть апогей обучения, своеобразный экзамен на подтверждение нашего священства, подаренного нам Его благодатью. Так было в жизни и служении Христа: Он постоянно являл милость в Своём служении людям, но на кресте Его ожидал завершающий этап благословенного обучения (Евр. 2:10, 11(а), 5:7–10. Видимо, по этой причине Он единственный раз просил Своих учеников о духовной поддержке в памятный вечер в Гефсиманском саду (Мф. 26:36–39). Святое Писание даёт возможность каждому из нас прикоснуться к святым, порой даже обжигающим своей обнажённостью, истинам и опыту тех, кто прошёл перед нами. Мы даже можем укрепляться их верою (Евр. 13:7). Одним из таких новозаветных героев священства является Стефан, один из диаконов церкви в Иерусалиме (Деян. 7:55–60). Его жизнь и служение достойно многих похвал, но его смерть вызывает святой трепет и огромную благодарность Богу. Обращаясь под градом летящих на него камней к своему Спасителю, Кто ожидает его, он просит принять его дух, но небо как бы молчит. И только когда он произносит простую молитву: «не вмени им греха», небеса принимают его дух. Таков дух истинного священства, священства ходатайствующего за своих гонителей!

Да поможет любящий Господь, прошедший Свой путь и оставивший нам пример послушания (1 Пет. 2:21), пройти свой путь в достоинстве и чести Его призвания. Да поможем друг другу, нося бремена (Гал. 6:2), не сдаваясь и благословляя. Именно такого священства Господь ожидает от нас, и именно такое священство способно влиять на мир, изменять обстоятельства и открывать славу и совершенства нашего Спасителя, что и поможет многим людям обрести желанное спасение (Рим. 8:18–21).

#РЦХВЕ #ПавелЖелноваков

Публикации по рубрикам

Мы используем файлы cookie, это помогает сайту работать лучше. Если вы продолжите использовать сайт, мы будем считать, что вы не возражаете.