Размышления о книге христианского писателя, лектора и ученого д-ра Оза Гиннесса “Fool’s Talk: Recovering the Art of Christian Persuasion” (Из обзора книги, написанного Сержио Р. Тангари)
Мы утратили искусство христианского убеждения, и нам необходимо вновь им овладеть. Благовестие живет и здравствует в быстрорастущих церквях южной части планеты, где сложность заключается в том, чтобы возродить страсть к ученичеству и пониманию современного мира на уровне, равноценном стремлению благовествовать. Однако в развитом современном мире — плюралистическом и постхристианском — нам срочно необходимо вновь овладеть умением убеждать, чтобы дать достойный ответ на вызовы времени.
Часть церквей на Западе, по существу, уже по разным причинам отказались от благовестия, а другие проповедуют так, словно христианские истины и убеждения всегда и без малейших затруднений понятны каждому — вне зависимости от состояния сердца слушателей, от особенностей их мировоззрения и культуры. Третьи полагаются на шаблонные, стереотипные подходы к благовестию и апологетике, словно все их слушатели одинаковы.
Это сочетание отказа от благовестия, разрыва между благовестием, апологетикой и ученичеством и неспособность объективно оценить подлинное многообразие имеет очень серьезные последствия. Вероятно, именно этим объясняется тот факт, что многие христиане, осознав неэффективность современных подходов и чувствуя непопулярность и неубедительность некоторых христианских свидетельств, попросту погрузились в молчание и вовсе перестали благовествовать, подчас с облегчением пряча свою неохоту проповедовать за внезапной любовью к социальной справедливости, с точки зрения которой благовествовать бестактно. В лучшем случае, многие из тех, кто относится к благой вести об Иисусе всерьез, готовы и рады поделиться этой благой вестью с людьми открытыми, заинтересованными или нуждающимися в том, чем мы можем с ними поделиться. Однако дела идут гораздо хуже, когда мы сталкиваемся с людьми, которые не проявляют ни открытости, ни интереса, ни нужды, — иначе говоря, с людьми замкнутыми, безразличными, враждебными, апатичными или настроенными скептически, которых необходимо убеждать.
Короче говоря, многие из нас сегодня не владеют очень важным умением донесения своих мыслей, который занимает большое место в Евангелиях и в Писании в целом, но практически отсутствует в современной Церкви, — убеждением, искусством говорить с людьми, которые по какой-то причине безразличны или невосприимчивы к тому, что мы говорим. Они попросту не соглашаются с нами и не готовы принять то, о чем мы им рассказываем.
Утрата умения убеждать? Мысль о том, что христианская проповедь утратила нечто принципиально важное для ее успешности, может показаться нелепой, почти невообразимой. Однако во многом так оно и есть, и именно поэтому перед нами в полный рост стоит задача найти совершенно новый подход к апологетике, который был бы одновременно консервативным и самостоятельным. Консервативным в том смысле, что он должен опираться на незыблемые истины христианства, а самостоятельным в том смысле, что они не привязаны в первую очередь к образу мышления, который чужд христианскому образу мышления. Вот почему эта книга — не только об утраченном искусстве христианского убеждения. Она также о «сердечном правдолюбии», об экзистенциальном подходе, который, на мой взгляд, гораздо более глубок, последователен и эффективен, чем общепринятые подходы, которым следуют многие. За минувшие столетия у христианского правдолюбия было много собеседников — прежде всего, великая традиция классической риторики, созданная греками и римлянами. Было у него и много противников и спарринг-партнеров — последней в этом ряду стала бодрящая критика со стороны новых атеистов. Но при всей несомненной пользе от этих препятствий, одним из самых прискорбных побочных эффектов стало то, что апологетика во многом утратила связь с благовестием и сузилась до одних только «аргументов», вместо искусства завоевывать сердца, умы и людей превратилась в искусство побеждать в спорах. Сегодня мы отчаянно нуждаемся в том, чтобы вновь соединить благовестие и апологетику, удостовериться в том, что наши лучшие аргументы нацелены не просто на победу в спорах, а на завоевание людей, и при этом стараться сохранять верность Евангелию, которое мы проповедуем.
Тот факт, что современное правдолюбие во многом игнорирует глубокое понимание духовных и философских особенностей того, как люди осмысливают свою веру, меняют свою веру, и какое влияние на их мышление и верования оказывают окружающая культура и их образ жизни. Что еще важнее, современное правдолюбие зачастую игнорирует принципиально важное библейское понимание анатомии человеческого неверия, то, каким образом Бог обращается к тем, кто игнорирует или отвергает Его, и то, что мы тоже научиться разговаривать с людьми, где бы они ни были, и как бы они ни относились Богу, Церкви или к нам. В сердце проблемы в буквальном смысле лежит проблема сердца.
Сержио Р. Тангари (Sergio R. Tangari) обзор книги “Fool’s Talk: Recovering the Art of Christian Persuasion”, автор Оз Гиннесс (Os Guinness), Downers Grove, IL: InterVarsity Press, 2015