У этих проблем есть решения!!! Не нужно опускать руки и думать лишь о том, как бы пережить ближайшие несколько лет. Вы можете предпринять определенные шаги, которые благотворно повлияют на тревожные симптомы в поведении ваших подростков.
1. Неуважительно относится к родителям, семье, другим людям;
2. Специально не выполняет просьбы и не повинуется правилам;
3. Погружен в самого себя и не способен смотреть на вещи глазами других людей;
4. Ленив и беспечен, когда дело касается ответственности или обязанностей;
5. Негативно относится к жизни, школе, людям; 6. Эмоционально отстранен от вас;
7. Склонен заводить дружбу с такими людьми, которые вам не нравятся;
8. Взрывается в гневе, который порой возникает из ничего;
9. Тяготится учебой в школе, не думает о своей успеваемости;
10. Не делает никакой работы по дому;
11. Его настроение на столь переменчиво, что нельзя уловить никаких причин и закономерностей;
12. Злится на сверстников или друзей;
13. Не проявляет интереса к духовной стороне жизни;
14. Устраняется от участия в семейной жизни и хочет быть только со своими друзьями;
15. Лжет и обманывает;
16. Физически агрессивен и жесток;
17. Сбегает с уроков;
18. Обращается к алкоголю, наркотикам, порнографии и т.д.
19. Живет половой жизнью.
Подросткам нужны границы.
У всех проблем, перечисленных выше, есть одно общее основание: борьба между стремлением подростков к полной свободе и стремление родителей к полному контролю. Все подростки хотят делать то, что им хочется. Им нужно понять, что свободу необходимо заслужить и что они могут обрести свободу, проявив ответственность.
Родители должны понимать, когда им следует проявить жесткость по отношению к своим детям, а когда – спокойно и своевременно сказать «нет». Родителям нужно помогать подросткам приобретать навыки самоконтроля и ответственности, чтобы они умели правильно пользоваться свободой и жить в реальной мире. Родители должны помочь подросткам должным образом воспринять границы.
Что такое границы??
Границы – это те рубежи, которые человек, сам для себя устанавливает. Они позволяют определять самих себя, говорят, кто вы есть и кем вы не являетесь, устанавливают пределы, предупреждают о том, к каким последствиям приведут попытки других людей контролировать вас. Границы являются благом для вас и для другого человека, потому что помогают понять, за что люди отвечаю, и за что не отвечают в этой жизни.
Подросткам необходимо устанавливать благотворные границы, чтобы они благополучно прошли этот период в своей жизни. Здоровые границы дают им структуру, самоконтроль, чувство самосознания, которое нужно им для того, чтобы ответить на вопрос «Кто я есть?» и справляться с теми психологическими и возрастными переменами, которые они переживают.
Пример: Функцию границ можно сравнить со стволом дерева. Ствол держит вместе листья, плоды и корни. Однако все деревья с крепкими стволами когда-то были слабенькими стебельками…которым нужна была помощь извне. Родители являются такими «колышками» для своих подростков. Они являются временной внешней структурой, которая нужна подросткам, чтобы подготовиться к реальной жизни. Подростку, у которого нет границ, нужны родители, у которых они есть…
Постарайтесь увидеть полную картину
Чего вы хотите добиться от своего подростка, что вы хотите ему дать? Родители часто теряют представление о том, что для них действительно важно. Они не чувствуют помощи со стороны подростков, живущих в настоящем времени; им важно только то, что с ними происходит сейчас, в настоящий момент. Родители должны знать, что является важным для них самих и для их подростка. Им необходимо вести своих детей в правильном направлении.
Вооружившись двойной перспективой на сегодняшний и завтрашний день, вы можете установить своевременные, последовательные и проникнутые чувством любви границы, которые способны во многом изменить жизнь ваших подростков и в настоящем, и в будущем.
Не слишком ли поздно?
Не опускайте рук!!! На этом этапе своей жизни ваш подросток нуждается в активном родителе, обладающем благотворными границами.
1) Несмотря на то, что подростки систематически отворачиваются от своих родителей и в известной степени тянутся у этому миру, они по-прежнему зависят от них. Осознают это подростки или нет, но по-прежнему многое из того, в чем они нуждаются, могут дать только родители, а именно:
- благодать, бескорыстную любовь и сострадание, когда он терпит боль, неудачу или чего-то не понимает; - наставление относительно школы, колледжа, карьеры; - мудрость, когда возникают проблемы взаимоотношений с другими людьми; - помощь, когда возникают проблемы в личных отношениях.
Кроме того подростки нуждаются в безопасности, опоре и тепле родной семьи, способной дать им защиту в случае необходимости.
2) Подростки никогда не обладают полной свободой действий. Потребность подростка а одобрении родителей может воспитать в нем чувство ответственности.
3) На то, чтобы усвоить что-то необходимое, вовсе не обязательно требуется столько же времени, сколько потрачено на ошибочный путь.
Что делать, если ребенок не меняется?
Даже, если ваш подросток сопротивляется практически всем вашим усилиям и вы видите, что никаких перемен не происходит, что-то хорошее все равно произойдет. Все равно в эти последние месяцы и недели он запомнит какие-то события, которые ему из памяти уже не выкинуть. Потому что тот короткий промежуток времени та любовь, ответственность, свобода и результаты ваших действий отразились в жизни вашего подростка самым благоприятным образом. (Лк. 15:17-19).
Не полагайтесь на то, что с вашим подростком все произойдет именно так. Наоборот, ведите здоровую борьбу, устанавливайте границы, - до самой последней минуты, пока ваш подросток находится под вашей заботой. И те время и силы, которые вы затратите, не пройдут зря.