Чтобы передать ребенку радостную весть об Иисусе Христе, необходимо знать его потребности. Иногда какая-то неудовлетворенная потребность может препятствовать в донесении этой вести до цели: Детское служение отвечает на потребность ребенка в Боге, но ответить на эту важную потребность до конца мы не сможем, если не берем во внимание семь важных потребностей:
1. ПОТРЕБНОСТЬ ВО ВНИМАНИИ
- Ребенку надо почувствовать, что он важен, чтобы он мог правильно развиваться в оценке себя самого.
- Если ребенка не замечают, он делает что-то плохое и запретное, чтобы его заметили.
- Обращайте внимание на каждого ребенка, замечай всех, пусть у вас не будет любимчиков.
- Знайте имя каждого ребенка.
- Уделяйте внимание и время каждому.
- Умейте заинтересовано выслушивать.
- Никогда не насмехайтесь над ребенком.
- Молитесь каждый день о своих учениках.
- Проявляйте к ребенку свое доверие. Это подкрепляет у него чувство собственного достоинства!
- Будьте внимательными к новеньким ученикам, поговорите с ними.
- Побуждайте детей создать домашнюю обстановку для новеньких.
- Интересуйтесь, возникают ли у ребенка проблемы.
- Пусть дети чувствуют себя уютно.
- Не забывайте о любви!
Позиция родителей:
- Разрешите ребенку помогать вам в домашней работе, избегайте высказывания: «Ты этого не умеешь делать».
- Знакомьте ребенка с другими людьми, чтобы он осознавал свою роль и значение в обществе.
- Разрешите ребенку говорить самому за себя, не унижайте его, отвечая за него.
- Давайте ребенку возможность выбора и уважайте его мнение, когда это возможно.
- Проводите время с детьми, находите время всерьез воспринять проблемы ребенка.
- Доверяйте ему сделать что-то неожиданное, и он почувствует свою значимость.
- Помогите ребенку полюбить себя.
2. ПОТРЕБНОСТЬ В НАДЕЖНОСТИ.
Факторы, вызывающие неуверенность:
- Конфликты между родителями.
- Мобильность (перемена места жительства).
- Отсутствие настоящей дисциплины.
- Родителей нет дома.
- Постоянная критика.
- Родители дарят вещи, но не себя (подарками родители пытаются восполнить недостаток времени и любви по отношению к детям).
- Нерешительные родители.
Что способствует уверенности?
- Надежность отношений между отцом и матерью.
- Богатая и постоянная любовь родителей к ребенку, доверие, независимо от его настроения. Ребенок замечает, желанный он или нет. Если ребенок верит, что семья его любит, он все вытерпит.
- Чувство принадлежности к семье. Ребенок ощущает стойкость и уверенность, если чувствует крепкое согласие в семье.
- Распорядок дня способствует воспитанию уверенности в семье.
- Правильная дисциплина вносит в жизнь ребенка порядок и мир. Слабохарактерные родители, которые своему ребенку многое позволяют, идут на любую прихоть - угрожающий фактор для ребенка.
- Одаривайте ребенка телесными контактами. Брать на руки, прикасаться - все это развивает у него духовные силы, внутреннее удовлетворение.
- Ощущение принадлежности - глубокая психологическая потребность.
Многие дети приходят в воскресную школу неуверенными и робкими. Причиной этому может быть новое и незнакомое окружение в воскресной школе, чужие дети, неуравновешенная атмосфера дома, ссоры родителей, употребления родителями алкоголя, возможно ребенка бьют, обижают.
- Будьте дружелюбными и спокойными. Улыбайтесь.
- Покажите ребенку, что вы любите и принимаете его и тогда, когда он нехорошо поступает.
- Объясните ребенку, как вести себя в воскресной школе. - Ясные и простые правила создают атмосферу надежности и спокойствия.
- Относись к ребенку доброжелательно: ласкайте, берите на руки, пожалейте, помогите ребенку почувствовать себя надежно.
- Пусть он поймет, что его здесь любят! Мк.10:16 “...И обняв их”.
3. ПОТРЕБНОСТЬ В ОДОБРЕНИИ (БЫТЬ ПРИНЯТЫМ, ПРИЗНАННЫМ).
- Любите и уважайте ребенка таким, какой он есть: неповторимым и индивидуальным.
- Слушайте ребенка, когда он говорит! - Помогите ребенку радоваться его хорошо успехам.
- Обратите внимание на самых слабых, давайте им задания, с которыми они смогут справиться.
- Снисходите ребенку, он готов исправить ошибку.
- Помните, что это ребенок, не требуй от него поведения взрослого человека. Помните слова Иисуса Христа: Матф.18:10 “Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного”.
Познав одобрение, ребенок научится верить в себя.
Познав похвалу, ребенок научится ценить других.
Познав уверенность, ребенок научится доверять.
Познав признание, ребенок научится ценить самого себя.
Почему дети ощущают недостаток признания?
- Если ребенка постоянно критикуют, в нем пробуждается неспособность к действию, чувство непризнания.
- Сравнение одного ребенка с другим приводит к недостаточному доверию.
- Ребенок чувствует себя непризнанным, если от него ожидают, чтобы он осуществил несбывшиеся мечты родителей.
- Слишком много опеки, проявленной по отношению к ребенку, способствуют у него развитию чувства непризнания.
- Если слишком многого ожидать от ребенка, он чувствует себя непризнанным.
- Признать - значит уважать детские чувства и его личность, но в то же время помнить, что неправильное поведение не допустимо! Что способствует чувству признания?
- Признавайте ребенка, как целое! Выявляйте разные способности, избегайте сравнений и имейте индивидуальный подход к каждому – это создает у ребенка чувство признания.
- Помогите ребенку быть довольным своими достижениями.
- Дайте ребенку понять, что вы любите его, желаете его и действительно рады ему. Находите время, быть с ним, помогать ему и использовать любую возможность показать ему свою любовь.
- Считайтесь с друзьями ребенка - это способствует развитию у него чувства собственного достоинства.
- Поддерживайте честное и настоящее отношение к ребенку.
- Если мы достаточно честны, чтобы признаваться в своих ошибках и своем несовершенстве, мы тем самым снимаем неприятное напряжение и даем ребенку надежду.
- Умейте слушать ребенка! Он чувствует себя признанным, если родители находят время выслушать его. Любовь к ребенку обычно адекватна слову “время”.
- Обращайтесь с ребенком, как с человеком, представляющим ценность. Чтобы научить ребенка уважению, прежде всего, необходимо уважать их самих.
- Дайте ребенку возможность развиваться соответственно его наклонностям.
4. ПОТРЕБНОСТЬ В ЛЮБВИ (ЛЮБИТЬ И БЫТЬ ЛЮБИМЫМ).
Любить и быть любимым – это две основные потребности человека.
- Когда ребенок чувствует себя любимым, он отвечает на любовь и учится любить.
- Любовь - ключ, который открывает сердце ребенка.
- Через любящего учителя ребенок осознает любовь Божью Римл. 8:35-39.
- У ребенка время и любовь одно и то же: нет времени - не любишь.
- Предоставьте ребенку время вне воскресной школы.
- Открой дверь своего дома для ребенка Мф.18:5 ”И кто примет одно такое дитя во Имя Мое, тот Меня принимает”.
- Посетите дом ребенка.
- Интересуйтесь делами ребенка.
- Цени проявления любви со стороны ребенка.
В какой степени мы вовлекаем своего ребенка в свою жизнь, в какой мере показываем ему свою любовь и отвечаем на его любовь, в той же мере он способен впустить в свою жизнь других, войти в дружеские связи и проявить свою любовь.
- Любовь - истинный ответ. Ребенок рождается без знания того, что он должен любить, но с врожденными способностями воспринимать любовь. При отсутствии любви некоторые малютки буквально чахнут и умирают.
- Любовь между родителями влияет на детскую способность любить.
- О любви надо высказываться. Ребенку важно почувствовать любовь через высказывание.
- Любовь требует поступков. Бессмысленно говорить о любви, не практикуя ее.
- Любовь включает в себя доверие. Если родители мудро любят своих детей, они стараются привить им чувство личной независимости. У недоверчивых родителей вырастают коварные дети.
- Любовь требует готовность выслушать. Если родители выслушивают своего ребенка, то и он, став старше, выслушивает своих родителей.
- Любить - значит делиться опытом. Если ребенок причастен к работе и игре, то он рассказывает, что родители его любят и ним считаются. Использовать все возможное: время еды, сна, свободное и рабочее время, время игры - все, что совершается в семье сообща, т.к. это и есть повод любить и быть любимым.
- Любовь способствует открытым и приятным взаимоотношениям.
- Важным основанием для послушания ребенка является его потребность в родительской любви. Когда ее нет, ребенку не интересно быть послушным. Ребенок живет любовью, а не тем, что получает.
- Любовь считает личность важнее, чем вещи.
- Любовь - это уделять время друг другу, это беседа за столом, это когда семья отправляется гулять по лесу или по парку. Любовь - это счастье оказать услугу другим, посмеяться над самим собой и дать другим чувство принадлежности к семье, сообща обсуждать какие-то проблемы, вместе молиться.
- Любовь - это каждое слово, каждое дело, создающее чувство уверенности: я люблю и любим!
5. ПОТРЕБНОСТЬ В БЛАГОДАРНОСТИ (ПОХВАЛЕ).
- Изучение показало, что ребенку надо сделать несколько положительных замечаний, чтобы уравнять ими одно отрицательное.
- Ребенок, которого не похвалят за выполненную работу, будет добиваться похвалы другим способом.
Руководство для жизни:
- Хвалите достижения ребенка, а не его личность. Лучше хвалить за дела, чем за характер. Хвалите ребенка за попытку преодолеть трудности, даже если это и не было столь успешным.
- Лучше похвалить ребенка за проявление ответственности, чем за то, что от него не зависит.
- Ему требуется всякая похвала, чтобы он мог чувствовать свое значение.
- Ребенок, который пользуется уважением, имеет возможность быть скромным.
- Гордый или надменный ребенок не уверен в своем значении.
- Старайтесь, чтобы похвала исходила от людей, которые важны для ребенка.
- Если родители хвалят ребенка, он чувствует себя любимым и уверенным.
- Похвалить подростка - значит помочь ему преодолеть чувство боязни и способность развития независимости.
- Похвала ведет к благородству, инициативе и сотрудничеству. От недостатка признания, ребенок чувствует себя обузой, не нужным, не желанным.
- Хвалите честно. Откровенность учит детей, как надо естественно принимать поздравления и скромно отвечать на почтение.
- Хвалите ребенка за то, что он делал из собственных побуждений.
- Если ребенка подбодрить и за неудавшиеся попытки, ему представляется возможность собраться с духом, продолжать попытки, и таким образом он готовится к трудностям, которым должен смело смотреть в глаза.
- Ребенок может потерять веру в себя, если ему дать слишком сложное задание и потребовать больших успехов.
- Учтите: чем раньше вы похвалите, тем лучше! Если вы присутствуете при удаче - это хорошо. Но если вы присутствуете при неудавшейся попытке и скажете ободряющее слово - это еще лучше!
- Учтите: отношение родителей важно не менее, чем их ободряющее слово!
- Похвала нужна ребенку для его развития, иначе он зачахнет.
- Ничто так не поощряет ребенка любить жизнь, искать исполнения желаний и находить доверие, как честная похвала; не подхалимство, а искренние комплименты, если он что-то сделал хорошо!
- Помните, что у каждого ребенка есть что-то достойное похвалы!Чем больше ребенка хвалят, тем больше он старается угодить. Противоположное - оказывает отрицательное действие на ребенка.
- Ободряя и поощряя, вы можете помочь ребенку развиваться и расти в правильном направлении.
- Похвалите и за попытку, если даже ребенок потерпел неудачу.
- Будьте признательны. Благодарите за предложенную помощь.
- Вознаграждайте ребенка за знание “золотых” стихов, активное участие на уроке, оказание помощи.
6. ПОТРЕБНОСТЬ В НАКАЗАНИИ (ДИСЦИПЛИНЕ).
- Ребенок, которому не поставлены ясные границы поступков дома или в воскресной школе, чувствует себя неуверенно.
- Простые правила поведения - это оказание любви, это создает чувство надежности.
- Цель наказания: достигнуть сердца ребенка и приготовить его к покаянию.
- Дети, приученные к частым и неоправданным наказаниям, оказываются не способными к принятию правил приемлемого поведения, т.к. наказание заставляет ребенка скрывать внешнее проявление нежелательного поведения, но не устраняет причины его.
- Избегайте обличения и унижения ребенка перед всеми.
- Побеседуй с ребенком один на один.
- Не угрожайте, но, если нужно, накажите или простите, если он попросит прощения.
- Помните что положительные действия (похвала, благодарность) помогают ребенку больше чем отрицательные (угроза, крик, насмешки).
Наказание вредно, если:
- применяется постоянно
- слишком строго
- атмосфера воспитания холодна и тверда
- если оно является для учителя способом выражения своего негодования.
ДИСЦИПЛИНА - (лат. указание, воспитание, образование) содержит полное формирование характера ребенка посредством поддержания хорошего поведения и исправления неприемлемого. Она включает также обязанность родителей ободрять, и этим самым вместо плохого добиться хорошего поведения.
Дисциплина включает в себя как воспитание, так и ограничения, а это два необходимых жизненных принципа.
Цель дисциплины: постоянно спрашивать: “В чем заключается главная цель, к которой мы стремимся, воспитывая наших детей?”
Указания, способствующие достижению дисциплины:
- Положительные действия вызывают желаемое поведение скорее, чем критика или наказание.
- Больше хвалите, чем ругайте.
- Будьте последовательны, но не идите на уступки.
- Принимайте во внимание способности детей и действуйте соответственно.
- Если наказание обоснованно, применяйте его разумно.
- Наказывайте проступок соответственно.
- Публичное унижение или групповое наказание редко действенны.Не торопитесь выносить строгое наказание, пока вы не успокоитесь.
- Не угрожайте ребенку. Либо накажите, либо простите его.
- Не наказывайте ребенка, заставив его делать то, что должно было бы быть радостью.
- Не заводите много правил, а установленные доводите до конца.
МЕТОДЫ ДИСЦИПЛИНАРНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
- Требования надо предъявлять ясно и понятно.
- Личность, в которую превращается ребенок, зависит от того, каких взрослых он любил и кем восторгался. Родителям не следует делать того, чего они не хотели бы видеть у своего ребенка. Поведение родителей воспитывает его больше, чем их слово.
- Ребенок должен знать, что он всегда может рассчитывать на своих родителей. Домашний климат имеет прямое отношение к настоящей дисциплине.
5 ПРИНЦИПОВ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ ХОРОШЕЙ ДИСЦИПЛИНЫ
- Развивать их уважение к родителям. Дети хотят, чтобы их контролировали, но родители должны сначала заслужить это право.
- После наказания взаимоотношения часто улучшаются. Родителям необходимо связать любовь с обоснованным наказанием.
- Контроль без ругани. Неразумно заставлять ребенка делать то, что, как заведомо известно и родителям и детям, является только прелюдией к некоторым шагам, завершающимся злостью.
- Родителям не нужно слишком осыпать ребенка вещами.
- Избегайте чрезмерного контроля и неразумной любви. Дети реагируют на любовь, понимание и разумные отношения с родителями во время работы, игры и ежедневной совместной жизни.
7. ПОТРЕБНОСТЬ В БОГЕ.
- Родители, прежде всего, сами должны находиться в правильных отношении с Богом Втор.6:4-8.
- Библия возлагает ответственность за религиозное воспитание детей непосредственно на родителей Пс.77:1-8; 2Тим.1:5; 2Тим.3:14-16.
- Библия ясно учит, что родительские наставления следует исполнять твердо и постоянно. Если ребенку не говорить о Боге, он может стать жертвой идолов и ложных философий.
- Дети могут понимать Бога, любовь, милость, прощение, доверие и истину Библии только в той степени, в какой они узнают во взаимоотношении с людьми, особенно в их семье.
- Воскресная школа - единственное место, где удовлетворяется потребность ребенка в Боге.
- Дети могут понять Божью любовь, милость, прощение, одобрение, истину из Слова Божия настолько, сколько они внутренне чувствуют тебя любящим, одобряющим, прощающим.
- Читайте с детьми Библию, молитесь, учите их доверять свою жизнь Господу!
Под редакцией В.И.Федоровой