История развития детского служения

Организация детсткого служения

 Бог учил заповедям Адама, а тот, в свою очередь, жену и детей.

 Дав законы Израилю, Бог повелевает учить Слову Божьему (Втор.6:6-7).

 Из 12-ти колен Израилевых одно было поставлено учителями Закона (Втор. 31:9-13).

 После рассеяния Израиля и введения в иудейскую систему богослужений, в синагоге очень большое значение придавалось обучению детей. Азбукой еврейских детей было Пятикнижие Моисея.

 Иисус Христос был Учителем (Мк.6:34).

 В раннехристианской Церкви высоко ценилось призвание учителя. Христиане учили друг друга и окружающих их людей, распространяя весть Евангелия по всей Римской империи (Еф.4:11; 2Тим.1:11).

 В Церкви Христовой, последуя примеру мужей Божьих (Еф.6:4), от самого начала на протяжении всего времени организовывались воскресные школы. Даже во времена преследования, когда законом была запрещена такая работа, многие труженики продолжали дело, невзирая на тюремные заключения и репрессии.

 Достаточно долгий период мировой истории образование детей и молодежи был приоритетом семьи, позже внимание уделялось обучению мальчиков, впоследствии и девочки были вовлечены в этот процесс (впервые об этом заговорил один из самых влиятельных учителей ранней Церкви Иероним – одно из его писем посвящено христианскому воспитанию девочек).

 Входя в историю Реформации и зарождения протестантизма нельзя обойти тот факт, что в истории европейской общественной мысли Мартин Лютер (1483-1546) -родоначальник Реформации, является реформатором системы образования. Убеждая жителей немецких городов строить школы, Мартин Лютер писал: «Где на построение городов, крепостей, памятников, арсеналов расходуется одна золотая монета, там нужно израсходовать сто золотых монет на правильное образование одного юноши, который, возмужав, может показать путь другим ко всему честному, ведь добрый и мудрый муж есть драгоценное сокровище всего государства; он имеет больше значения, чем блестящие дворцы, груды золота и серебра, медные ворота и железные засовы».

 Начало же современной воскресной школы можно отнести к 1780 году, когда Роберт Рейкс, житель города Глочестера в Англии, начал свою работу среди детей. Он был христианином, и его заботила преступность и необразованность общества. Ему было небезразлично, как люди (взрослые и дети) проводят воскресный день - день поклонения Богу. Рейкс открыл экспериментальную школу для детей из бедных семей, которые шесть дней в неделю работали на фабриках, а воскресенье для них было днем свободы и, часто, – правонарушений. Роберт Рейкс увидел, что детям нравится учиться, их жизнь изменилась, улучшилась дисциплина. Отчет о работе школы, помещенный Рейксом в своем журнале, обратил на себя большое внимание общества и прессы. Все газеты в Англии перепечатали этот отчет. Благотворные последствия этой работы привлекли много горячих приверженцев. Тут и там начинали следовать новой методике воспитания детей. Из многих государств специально приезжали делегаты для ознакомления с организацией новой школы. Последствия работы Рейкса были огромными.

 Уильяму Фоксу, баптистскому диакону из Лондона, принадлежит заслуга перевода воскресных школ Роберта Рейкса на основу строгого библейского обучения с добровольными учителями (волонтирами). Он пришел к убеждению, что «в христианской стране, к тому же протестантской, не принимается мер для обучения бедных детей, о которых так много заботятся безбожники». Благодаря его же усилиям 7 сентября 1785 года в баптистской церкви на Прескот-Стрит в Лондоне было организовано Общество Воскресных Школ для спонсирования деятельности этих школ.

 Постепенно воскресные школы стали образовываться во многих западных странах. Там они достигли большого расцвета, как в количественном отношении, так и в отношении своего высокого духовного уровня. Школы эти объединялись в союзы по вероисповеданиям, а эти союзы, в свою очередь, объединялись в один общий союз данной страны. В 1803 году был организован Лондонский Союз Воскресных Школ, а в 1824 году стал существовать уже Американский Союз Воскресных Школ. Союзы Воскресных Школ разных стран сорганизовались в один Всемирный Союз Воскресных Школ, имеющий в Лондоне собственное здание с прекрасной библиотекой для учителей. Первый международный съезд воскресных школ был созван в Балтиморе (США) в 1875 году. Каждые четыре года происходили Всемирные съезды работников воскресных школ. Благодаря заседаниям на этих съездах, различным конференциям и также благодаря прекрасной богатой выставке, всегда проходящей одновременно со съездом, каждый участник такового мог лично убедиться в высоких стремлениях и задачах воскресных школ и впечатляющих результатах ее работы.

 В 1920 году в столице Японии – Токио проходила всемирная конференция. Японское правительство положительно отозвалось о высоком уровне преподавания в воскресных школах и, принимая во внимание всю ту пользу, какую приносят государству эти школы, оно окружило их особой заботливой опекой, а самому христианству в знак признательности дало целый ряд привилегий, каких оно до сих пор не имело.

 Вторая всемирная конференция произошла в Глазго (Англия). Согласно статистическому материалу, предложенному этой конференцией, к Всемирному Союзу Воскресных Школ принадлежало на тот момент 347.000 школ с 2.9157.149 учениками и 35.251.923 учителями. Если из этого огромного количества устроить шествие и участников поставить в ряды по 80 человек в каждом на расстоянии 60 сантиметров, то эта армия заняла бы пространство около 240 километров. А если бы эти ряды промаршировали перед нами со скоростью 5 километров в час, то мы должны были бы ждать 53 часа, когда последний ряд прошел бы перед нами.

 Первая половина XIX века отмечена быстрым ростом ВШ во многих странах на всех континентах. Это движение подхватили Африка и Азия, Австралия и Океания, Европа, Южная и Северная Америка.

Воскресные школы в России.

 Начало XIX века – время культурного и духовного подъема. Согласно указу, принятому в 1803 году, страна была разделена на 6 учебных округов, в каждом из которых намечалось организовать университет. Екатерина II заложила основу для продолжения развития женского образования. Были открыты новые институты для дворянских дочерей в Москве, Петербурге, Казани и других городах. Сильно отставало начальное народное образование: отдельные школы существовали при православных церквах или были организованы и поддерживались помещиками, но общей системы образования не было.

 Положение улучшилось с развитием земской школы. В 80-х гг. XIX века начинает расширяться сеть церковных школ. Церковные школы имели целью распространять в народе образование в духе православной веры и Церкви. Церковные школы подразделялись на начальные, предназначенные для начального обучения детей и взрослых, и учительские - для приготовления учителей в начальные школы.

 К концу XIX века всего лишь четверть населения России было грамотным. Важную роль в развитии образования сыграли православные миссионеры. Духовное образование можно было получить в школах при церквах, монастырях или семинариях.

 Наиболее раннее упоминание о ВШ в России среди баптистов относится к 1875 г. Тресковский В.Н. основал ВШ в Тифлисе (Тифлиская община существовала с 1869 года). Эта ВШ стала образцом для устройства ВШ в наших церквях.

 В.Н. Тресковский получил образование в Санкт-Петербургском университете. Он был учителем местной классической гимназии и преподавал в духовной семинарии.

 ВШ быстро распространялись. Важно отметить, что служители ВШ уже в 1875 году отправили письмо-приветствие на Первый Международный Съезд Воскресных Школ, который проходил в Балтиморе (США).

 Указ Николая II «Об укреплении начал веротерпимости» от 17 апреля 1905 года легализовал положение христиан в России, что значительно облегчило работу ВШ.

 Наиболее полное представление о жизни ВШ можно получить, ознакомившись с материалами Объединенного съезда представителей баптистских юношеских и девичьих кружков, а также учителей ВШ (братьев и сестер), состоявшегося в Ростове-на-Дону 2-5.10.1909г. Статус ВШ был достаточно высок в церкви. Это можно заключить хотя бы из того факта, что руководил ими один из семи братьев, составляющих правление Союза на тот момент.

 С докладом о духовном значении ВШ выступил Василий Прокофьевич Степанов, пресвитер, одаренный проповедник и христианский поэт. Он отметил несколько моментов, говорящих о важности развития этого служения и о способах его организации: - обучение для пресечения развития греха в жизни ребенка - об организации классов ВШ и о построении уроков - о необходимости развивать школы в губерниях и открывать курсы для обучения учителей - об издании журнала для детей и информационного листка для учителей, в котором они могли бы обмениваться опытом. Степанов В.П. обратил внимание делегатов съезда на положительные результаты служения ВШ в общине, членом которой он являлся: «Несколько лет тому назад для детей нашей воскресной школы я получил 110 экземпляров Нового Завета …Все 110 экземпляров я раздал детям и попросил каждого ребенка на первой странице написать: «Господи, дай мне любить, читать, принимать и исполнять эту книгу», и сделать свою подпись. Прошло три года, и Господь посетил нашу воскресную школу: более взрослые девочки, а потом и мальчики, стали обращаться к Господу. Десять обращенных детей Господь дал в пробуждение нашей церкви и верующим в нашем селении. С того момента в течение года в нашем селении и окрестных селах обратилось и было крещено около 200 человек, более – молодежь».

 С 1905 по 1911 годы было проведено 8 Всероссийских съездов. На них были затронуты и вопросы, касающиеся христианского обучения: об учреждении юношеского журнала «Друг молодежи»; об отправке молодых братьев для обучения в Лодзинскую богословскую семинарию (было послано 11 братьев); об учреждении совместной с российскими немцами-баптистами и братскими меннонитами богословской семинарии в Москве; о ходатайстве об учреждении Российского библейского школьного общества для организации школьного образования детей.

 В течение 1912-1916 годов деятельность союзов баптистов и евангельских христиан была парализована: не разрешалось проведение съездов, преследовались даже совещания правлений и советов союзов.Но Совет евангельских христиан в 1912 году получил разрешение на открытие 2-годичных Библейских курсов в Петербурге, которые просуществовали немногим больше года (до начала войны) и были закрыты.

 23 января 1918 года Советом Народных Комиссаров был издан декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». В начале 20-х годов при общинах почти везде были созданы воскресные школы. Советское правительство усмотрело в этом нарушение декрета «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», и 21 января 1921 года издало специальную инструкцию, а Наркомюст дал разъяснение, согласно которому преподавание вероучения детям, не достигшим 18-летнего возраста, разрешалось лишь на дому (в семейном кругу), либо – по поручению родителей – посторонним лицам «…при условии, чтобы это преподавание не вылилось в форму групповых занятий (не более 3-х детей в группе)». Чтобы поддержать процесс обучения детей, во многих церквах родители получали инструкции и наставления и были в состоянии сами выполнить на дому работу по проведению воскресных школьных занятий. Многие детские служители, рискуя своей жизнью и свободой, продолжали проводить детские служения. Началась эпоха воинствующего атеизма.

 Период 1929 - 1942 годов отмечен суровыми переживаниями в жизни баптистов и евангельских христиан. В апреле 1929 года прошел II Всесоюзный съезд воинствующих безбожников, на котором была принята резолюция, обвинившая «сектантские организации» (в том числе баптисты, евангелисты, адвентисты, методисты) в том, что они являются «политической агентурой... и военно-шпионскими организациями международной буржуазии...» Вслед за этим вышло постановление ВЦИК РСФСР от 8 апреля 1929 года «О религиозных объединениях». Это постановление значительно ограничивало права верующих. В числе прочих ограничений было запрещение организовывать детские, женские, юношеские молитвенные собрания; библейские, рукодельнические, трудовые, по обучению религии и т.п. собрания, группы, кружки и отделы. Обучение детей стало проходить тайно, в обстановке максимальной секретности. Начиная с 1929 года, все ВШ были закрыты. Многие преподаватели продолжали нести это служение в условиях подполья, за что подвергались гонениям, а некоторые – тюремному заключению.

 В 1944 году произошло объединение двух братств: баптистов и евангельских христиан (этот процесс шел с начала XIX века). В связи с прекращением прямых гонений 1945-1949 годы отмечены духовным пробуждением в церквах евангельско-баптистского братства: повсеместно проходила легализация церквей; поместные общины росли за счет новых членов; возвращались те, кто ранее охладел в вере.

 Со смертью Сталина у руля Советского государства стал Никита Хрущев (1953-1961гг.). Началась «хрущевская оттепель». Политика нового советского лидера была весьма интересной: с одной стороны подчеркивалась недопустимость ущемления прав верующих и оскорблений совести; с другой – указывалось на необходимость усиления борьбы с религией. Хрущев заявил, что собирается идти к коммунизму и брать с собой баптистов не намерен. Началась активная атака на христианскую молодежь. Однако именно в этот период в братстве активно развивалось молодежное движение: организовывались хоры, оркестры, группы по изучению Священного Писания. Все это вызвало большое недовольство властей. Началась активная кампания по борьбе с религией, которая достигла своего апогея в 1959-1964гг.

 Несмотря на непрекращающиеся гонения со стороны властей, последующие годы стали временем активного молодежного служения. Во многих регионах страны наблюдалось духовное пробуждение среди молодежи.

 1971-1990гг. - при церквях организовываются детские группы по изучению Библии (но все это делается тайно, дети собираются под предлогом дня именинника, праздника...). Была возможность достать литературу, даже детские Библии, Библии на фланели (их тайно перевозили с Прибалтики, Польши). Но, в основном, книги переписывались вручную или перепечатывались подпольно. С большим трудом можно было достать методические материалы с разработанными уроками, другие пособия. В некоторых церквях уже проводились общения и молитвы учителей ВШ, но как такового обучения не было.

 1991г. - впервые среди церквей ХВЕП в СНГ было проведено обучение для учителей ВШ. Обучение организовывал Н.П.Рещиковец совместно с миссией «Мишинпоссибл», а проводили обучение сестры из Финляндии- Райли и Мирьями. Первая группа студентов (инструкторов) разъехались по домам, начав обучать учителей в поместных церквях, областных объединениях. Обученные учителя организовывали воскресные школы.

 На этих семинарах территория СССР была разделена на регионы среди ответственных (они входили в Совет Учебного Центра ХВЕ): Украина - Деркач В.И.; Россия — Бедная В.И., Матлашевский П.П., Федорова В.И.; Молдова, Беларусь, Прибалтика - Варварюк М.П.

 1991-1992гг. - в союзных республиках организовываются ВС ХВЕП, в структуре которых отделы ВШ с руководителями: СНГ- Шариков В.К.; Украина- Деркач В.И., (позже Онищук Л.Ф.); Беларусь — Рускевич И.В. (погиб в августе 1992г.), Шапель Д.А., позже Бутько В.С., Бейня В.И.; Россия — Федорова В.И. (с 2010 и Лисовский А.В.); Молдова — Варварюк М.П. (эмигрировала в США); Литва — Зданевич В.А. Руководители отделов ВШ работали над тем, чтобы в каждой области были обучены учителя ВШ, избран ответственный за ДС, а в каждой церкви была бы открыта ВШ. Много усилий было затрачено на то, чтобы убедить братьев-служителей в важности и необходимости этого служения.

 1992-1995гг. - обучены большие группы инструкторов в Украине, России, Молдове, Беларуси, в том числе, группа из церквей ОЦХВЕ. Многие из них и сегодня отвечают за работу ДС в областях и регионах. Бог созидал это служение, и к середине 90-хгодов почти в каждой области были обучены инструкторы и учителя ВШ.  Конец 90-х годов — наибольшее количество учеников ВШ; пик работы с уличными детьми; проведение уроков Библии в приемниках-распределителях, детских домах, колониях, ЦВИНП(ах).

 2000г. - отделы ВШ переименованы в отделы детского служения.

 В России, Украине, Беларуси Бог по-особому употреблял Шерри Иффт, Сарру Куусела, Руфь Шауб, Карлу Айсом (Форд), сестру Паулину из Голландии... Они внесли неоценимый вклад в развитие Воскресных школ, христианских лагерей, евангелизацию детей в странах СНГ.

 Сегодня детское служение в каждой стране и в каждом регионе развивается по-своему, но имеет одинаковые направления:

  1. Преподавание Библии детям в церкви.
  2. Работа с подростками.
  3. Уроки Библии для детей в социальных учебных учреждениях.
  4. Работают различные детские клубы (АВАНА, Царские охотники...)
  5. В церквях организованы детские хоры, кукольные театры...
  6. Регулярно проводятся детские христианские лагеря, детские евангелизационные площадки, фестивали и конференции...
  7. Постоянно проводятся региональные (федеральные) конференции детских служителей, семинары повышения квалификации (при необходимости, обучающие семинары).
  8. Ежегодно проводится конференция ДС СНГ.

Под редакцией В.И.Федоровой

Публикации по рубрикам

Мы используем файлы cookie, это помогает сайту работать лучше. Если вы продолжите использовать сайт, мы будем считать, что вы не возражаете.