Зачем служить детям

Организация детсткого служения

Бог четко обозначил приоритет воспитания подрастающего поколения, когда дал Адаму и Еве детей. Но еще более рельефно Господь выделил этот приоритет, когда один из младенцев, чудом спасшийся во время массового убийства, впоследствии возглавил оппозицию Египетскому фараону. Моисей, которому Бог дал жизнь, стал лидером народа, который не только обрел свободу, но и оставил после себя потомство.

Господь повелел Моисею учить детей, и Моисей выполнял это повеление. Забота о физическом благосостоянии ребенка - это вопрос настоящего, а забота о духовном благополучии - это вопрос будущих поколений.

Дети очень восприимчивы; они откликаются на любовь. Дети с готовностью следуют за Спасителем, если умело направлять их.

Я глубоко убеждена в том, что служение детям лучше всего способствует стабилизации и укреплению в христианской вере. Многие семьи в нашем обществе, где все так сложно и запутано, не умеют и не знают, как исполнять Божье повеление о том, что детей нужно воспитывать «в учении и наставлении Господнем» (Еф 6:4). Современные дети должны знать о духовной жизни. Кто поможет им?

В наши дни большинство родителей забыли, какое место в их жизни должны занимать дети. Карьера, быт, взаимоотношения и развлечения, отодвинули на задний план приоритет воспитания детей. В то время, как развитые страны не находят причин, по которым следует уделять внимание воспитанию детей, Латинская Америка, Индия, Африка и большинство стран третьего мира, не находят на это средств. Там каждый год рождается огромное количество детей, обреченных на пожизненную нищету.

Кроме того, число абортов показывает отношение женщин к детям - иметь детей с некоторых пор стало неудобно. Даже если ребенку посчастливилось избежать аборта и родиться, никто не может гарантировать его безопасность. Этого ребенка может ожидать ужасное будущее. Физическое, нравственное и сексуальное насилие над детьми стало привычным делом.

Ребенку, который живет со своими кровными родителями, приходится сталкиваться с эмоциональным пренебрежением. Самые заботливые мамы и папы часто страдают хронической усталостью от стремительного темпа жизни и/или работы. Необходимость работать и условия современной жизни сводят к минимуму необходимые «семейные» моменты, когда вся семья собирается вместе. Энергия, необходимая для воспитания детей, расходуется в других целях.

К сожалению, присутствие родителей не гарантирует качество заботы о ребенке. Даже в, казалось бы, идеальных семьях ребенок может быть эмоционально одиноким и испытывать недостаток внимания и заботы. Родители должны принять решение посвятить необходимые время и силы воспитанию своих детей. Но дети нуждаются не только в этом. Самые заботливые родители иногда поступают неправильно; им необходимо иметь навыки, понимание и мудрость, чтобы выполнить свою непростую задачу по воспитанию детей.

ОБЩИЕ ЧЕРТЫ СОВРЕМЕННОСТИ и БИБЛЕЙСКИХ ВРЕМЕН

Библия повествует о том, какие трудности испытывали дети на протяжении истории. В древние времена детям жилось очень нелегко. Отсутствие современных достижений медицины приводило к тому, что болезни и голод ставили под угрозу жизнь детей. Во время набегов, вражеские племена, как правило, истребляли целые семьи, включая и детей; оставшихся в живых обращали в рабство или приносили в жертвы богам (1Цар.22:19; Дан.1). Указ Ирода об истреблении всех младенцев в Вифлееме - это типичный пример жестоко обращения с детьми. Задолго до рождения Христа подобным образом поступил египетский фараон, приказав убивать всех еврейских младенцев мужского пола (Исх.1:16).

Дети так же страдали из-за того, что их родители не выполняли свои обязательства перед Богом. И зачастую последствия этого были ужасны. В ветхозаветные времена Израиль подвергался вражеским нашествиям каждый год, с регулярностью нынешних футбольных сезонов. Бог обещал Израилю, что пока народ будет служить Ему, Он будет давать им победу над врагами. Однако если народ станет поклоняться другим богам, его ожидают жуткие бедствия.

В одном отрывке Писания записано страшное пророчество о наказании израильского народа: за то, что люди не служили Богу, Господь сказал, что их ожидает жестокая осада, во время которой они будут есть собственных детей (Втор.28:53-57). Но, невзирая на это предупреждение, Израиль стал поклоняться другим богам, а дети, к сожалению, дорого заплатили за грехи своих родителей.

Бог ненавидит идолопоклонство в любой форме, но особенно резко Господь осудил Израиль, когда народ стал приносить в жертву идолам кровь своих детей (Иез.16:36-38). Израиль не был единственным народом, который практиковал подобную мерзость. В 4 Царств 17:31 написано, что подобное делали в Самарии народы, переселившиеся туда из других земель. В жертву своим Богам они приносили собственных детей, сжигая их живьем/

Возможно, неприятности, которые мы видим в современных семьях, отражают нашу склонность уделять наименьшее внимание самым важным взаимоотношениям из всех, которые мы можем иметь. В любом случае, грешим ли мы против Бога открыто или тайно пренебрегаем Его Словом, мы далеко уходим от изначального Божьего плана.

БОЖИЙ ПЛАН ДЛЯ ДЕТЕЙ

Божий план для человечества всегда включал в себя детей. Маленькие человеческие существа не были результатом или следствием проклятия Адама и Евы. Божье повеление «плодиться и размножаться» (Быт.1:28) предшествовало грехопадению (Быт.3).

Как человек, участвующий в детском служении, вы, возможно, задумывались над тем, какой была бы жизнь детей, если бы не было грехопадения. Давайте подумаем вместе: если бы ни родители, ни дети не имели бы греховной натуры, как бы люди воспитывали детей, каким было бы христианское обучение?

Естественно, мы думаем, что изменилась бы дисциплина. Не имея греховной природы, ребенок не имел бы внутреннего стремления к независимости или бунту. Родители, в свою очередь, не контролировали бы своих детей, но поступали бы с ними правильно.

Но что было бы с образованием? Никто не может точно сказать, как грехопадение отразилось на наших умственных способностях. Исследования показывают, что мы используем всего 5-10 процентов возможностей нашего мозга. Если бы память и скорость обучения детей выросла, процесс образования дома (или в церкви) в корне изменился. Родительское воспитание, несомненно, было бы совершенно иным. Несмотря на грехопадение, Бог изначально доверил - и продолжает доверять - воспитание детей родителям, чтобы дети росли и расцветали при заботе любящих родителей, восполняющих потребности ребенка, в надлежащее время дающих ему необходимую информацию, и ежедневно рассказывающих о чудесах Божьих.

Мы можем только догадываться, почему Бог запланировал медленное развитие детей. Их медленный духовный рост идет параллельно медленному, но верному физическому и умственному развитию. Детям необходимо, чтобы их непрестанно информировали, причем уровень информации должен постоянно возрастать. Возможно, Господь так устроил детей, чтобы укрепить веру их родителей. Истинно, что христианские отцы и матери, наставляя своих детей в вере в Бога, одновременно укрепляются в своей вере посредством постоянных объяснений и рассуждений (только представьте себе общество, в котором на протяжении столетий от поколения в поколение передавалась бы вера в Бога!).

А может быть, Бог предназначил, чтобы родители и дети познавали Бога вместе - медленно, постепенно, с повторениями. Для познания Бога необходимо время. Осознание истины можно сравнить с обучением игры на фортепиано: чтобы достичь высот, необходимо постоянное повторение. Внимательность и повторение пригодятся детям в дальнейшей жизни.

Библия не дает нам точной информации об изначальном плане Божьем для детей. Однако один отрывок, все же, проливает некоторый свет на этот вопрос.

В 8 главе Захарии Бог вдохновляет Израиль, обещая исполнить все предназначенное для него в будущем Царстве Божьем. Бог говорит, что Сам восстановит Иерусалим и будет жить там среди народа Своего. И город будет называться «городом истины». Бог также показывает видение о том, как будет выглядеть Иерусалим в это славное время. Он не говорит о великолепных парках, общественном транспорте или прекрасных домах; нет, Он говорит о детях - на улицах нового Иерусалима будут играть мальчики и девочки (Зах.8:5). Это говорит Сам Бог! Говоря о восстановлении Иерусалима, Господь отдельно упоминает детей! Может быть, это урок для тех, кто планирует работу с детьми в церкви?

Божий план нового Иерусалима, возможно, включает в себя некоторые особенности, которые отличаются от того, что мы видим сегодня вокруг. Но в Божьем вечном плане для детей написано просто - дети будут «играть»!

Кроме того, сказано, что улицы нового Иерусалима будут наполнены играющими детьми. Образ шалящих, смеющихся детей является центром данного отрывка. Должно быть, говоря Захарии об ужасном состоянии Его возлюбленного израильского народа и предвидя трагедию этого народа, Богу было приятно упомянуть о будущем, которое, в конце концов, ожидает Его детей. Слава Богу, Он дал нам надежду, мечты и обетование о прекрасном будущем наших детей.

Кажется, что исполнение этого пророчества лежит в далеком будущем. Что же Бог хочет делать с детьми в настоящий момент? Чтобы ответить на данный вопрос, нам необходимо понять, как Библия описывает детей после грехопадения. Тогда Божий план для родителей и церкви станет более понятным. •

БОЖИЙ ВЗГЛЯД НА ДЕТЕЙ

Ложные убеждения о детях.

Библия дает множество описаний детей. Писание изобилует словами «дети», «чада», «сыновья», «дочери», «малые», «отроки» и др. Вот несколько отрывков, которые мы можем рассмотреть, чтобы понять, что Бог думает о детях:

Притчи 20:11; 2 Царств 13:7; Притчи 22:15; Иезекииль 2:4; Даниил 1:4; Евангелие от Марка 9:20-21; Римлянам 9:11; Евр.5:11-14; 1 Коринфянам 14:20; Ефесянам 4:14; Титу 1:6; 1 Коринфянам 13:11; Луки 20:4; Луки 2:52

*** Самостоятельная работа: выписать детские качества.

Все указанные стихи вместе составляют картину детских качеств - плохих и хороших. Это широкое разнообразие показывает нам, что не существует простого объяснения детской натуры.

Божье отношение к ребенку

Каждый ребенок - имущество Божье.

Ребенок драгоценен для Бога, потому что он искуплен Кровью Христа (1 Петра 1:18-19, Откровение 5:9).

Бог не желает погибели ни одного ребенка (Мф.18:12-14, особенно ст.14). Так как нет воли Отца вашего Небесного, чтобы погиб один из малых сих.

Бог желает спасти всю жизнь ребенка, а не только его душу его душу от ада.

Отношение Иисуса к детям

Мрк. 10: 13-16 "Приносили к Нему детей, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же не допускали приносящих. Увидев это, Иисус вознегодовал и сказал им: пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие. Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него. И обняв их, возложил руки на них и благословил их." Люди несли к Нему маленьких детей, чтобы Он прикоснулся к ним, но ученики укоряли их. Иисус, увидев это, рассердился и сказал им: «Пусть маленькие дети идут ко Мне. Не оставляй их, ибо Царство Божие принадлежит таким, как они. Истинно говорю, кто не примет Царство Божие как ребенок, тот никогда не войдет туда». И, обняв детей, Он возложил на них руки и благословил их.

Мф.19:13-15 "Тогда приведены были к Нему дети, чтобы Он возложил на них руки и помолился; ученики же возбраняли им. Но Иисус сказал: пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное. И возложив на них руки, пошел оттуда." И привели к Нему детей, чтобы Он возложил на них руки и помолился, но ученики порицали тех, кто привел детей. Иисус же сказал: «Пусть дети приходят, не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо Царство Небесное принадлежит таким, как они». И Он возложил на них руки, а после этого ушел оттуда.

Выводы:

  • Иисус не боялся быть с детьми.
  • Он был недоволен, когда детям мешали приходить к Нему.
  • Он приглашал их.
  • Он благословлял их.

Ким Трейси

  • Из 18 записанных чудес, сделанных Иисусом для людей, 13 относились к детям.
  • 12 апостолам, когда они присоединились к Иисусу, еще не было 18 лет.
  • Бытие 18:18-19 Все благословения всех народов зависели от того, как Авраам будет учить своих детей. Хотите жить в благословении - несите Слово детям.
  • 1Тим.3:1-13 С детьми занимаются настоящие мужчины.

БОЖИЙ ПЛАН ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Перед родителями поставлена сложная задача, потому что никакое воспитание не гарантирует выполнения поставленных целей. Даже самых заботливых родителей иногда обескураживает своеволие ребенка, его эмоциональная неуравновешенность и непредсказуемые жизненные обстоятельства. Без сомнения, Библия предъявляет к родителям высокие требования.

Родители должны следить за всеми аспектами развития ребенка. Но один аспект Библия ставит над всеми остальными: снова и снова Бог повелевает, напоминает и призывает родителей заботиться о духовном развитии детей.

Например, когда Бог превратил Израиль из племени в нацию, Он дал Своему народу заповеди, в которых говорилось и об обязанностях родителей. Во Второзаконии 6:4-9 записана главная заповедь «Люби Господа, Бога твоего». Сразу же после этих слов Бог повелевает родителям прививать эту любовь и своим детям. То есть, если у человека есть дети, то для того, чтобы исполнить заповедь Божью, он не только должен любить Бога сам, но и привить эту любовь своим детям! Для того чтобы научить детей любить Бога, подходит любая неформальная обстановка: родители должны использовать каждую ситуацию в повседневной жизни, чтобы учить своих малышей любить Бога.

Все сказанное свидетельствует о том, насколько важным является в Божьих глазах духовное развитие детей. В отличие от современного светского образования, в котором религия является одним из предметов, Бог считает религию центром, вокруг которого вращается вся жизнь человека. Любовь родителей к Богу в практических, повседневных ситуациях дает возможность рассказывать ребенку о Боге, сопровождая свой рассказ многочисленными живыми иллюстрациями.

К сожалению, в Библии не приводятся примеры из жизни разных семей. Несомненно, многие семьи любили Бога, но по неизвестным нам причинам их жизнь не зафиксирована в Писании. Однако апостол Павел приводит в пример семью, в которой ребенок постоянно получал правильное воспитание. Павел говорит о Тимофее, его бабушке Лоиде и матери Евнике, которые привили ему веру (2 Тим.1:5; 3:14-15). Заметьте, что слова Павла соответствуют повелению, данному Богом во Второзаконии:

  • Мать и бабушка начали учить Тимофея «с детства» (3:15).
  • Они научили Тимофея любить Бога через «священные писания», в которых говорилось о заповедях Божьих.
  • Жизнь матери и бабушки подтверждала их слова; Павел сказал: «...зная, кем ты научен».

Так как отец Тимофея не упоминается Павлом, мы можем предположить, что эти верные женщины воспитывали Тимофея без поддержки его отца. Мы не знаем наверняка: возможно, отца Тимофея не было в живых, или о нем просто не написали. Но мы знаем определенно, что Лоида и Евника заложили прочный фундамент благочестивой жизни Тимофея и его познания Господа. Обучение с ранних лет стало основой жизни этого ребенка, который под мощным влиянием апостола Павла стал успешным пастором Нового Завета.

Но если отец Тимофея, все же, не сумел стать духовным лидером своей семьи, то данный отрывок очень важен для религиозно-смешанных браков. В те времена женщины не имели права выбирать себе мужа, что, вероятно и произошло с матерью Тимофея. Что оставалось ей делать, если муж не смог стать духовным лидером семьи? Скорее всего, мать взяла инициативу на себя, о чем свидетельствуют слова Павла.

В 1 Коринфянам 7:14 сказано, что дети в религиозно-смешанных браках имеют особые «привилегии» насчет освящения. Один верующий член семьи имеет большую возможность повлиять на остальных словом или делом. Пример семьи Тимофея - прекрасное воодушевление для любого современного родителя.

Стихи, которые мы с вами исследовали, фокусируются на наставлении о духовном развитии детей. Но Библия говорит и о наказании. Когда родители не исполняют свои обязанности по воспитанию детей, результатом часто становится бунт и духовная катастрофа. Например, в отличие от Тимофея, сыновья первосвященника Илии вели себя недостойно. Эти молодые люди не уважали своего отца и не боялись Господа (1Цар.2:12-36). Наказание за их ошибки понес весь дом Илии, а сам Илия потерял свое служения и был заменен Самуилом.

Другие отрывки Писания описывают различные методы выполнения родительских обязанностей. Но цель всегда одна - духовное развитие ребенка. Ефесянам 6:4 контрастирует с некоторыми стихами, призывая родителей не раздражать своих детей. 1Фес.2:12 использует слова «просили», «убеждали» и «умоляли», описывая нормальные действия родителей.

Понятно, что родители ответственны за выбор направления духовного развития ребенка. Однако некоторые родители оказываются неподготовленными для выполнения этой задачи. Многие родители не знают, что делать, потому что сами в детстве не переживали ничего подобного. Многие сами только недавно пришли к Господу. Некоторые родители переживают эмоциональные и жизненные трудности; причем почти все утверждают, что восстановление брака и обновление взаимоотношений отрывают их от исполнения их родительских обязанностей, а дети в это время продолжают расти и развиваться физически и умственно, не имея положительного духовного влияния.

Родители несут основную ответственность за духовное развитие детей, но Библия в то же время дает нам и другие источники духовного воспитания. В Ветхом Завете Бог использовал храм, систему жертвоприношений и израильские праздники для усиления духовного воспитания детей:

  • Храм - скиния сам по себе был прекрасным наглядным пособием для любого учителя. Альфред Эдершейм в своей работе показывает, что каждый предмет скинии символизировал характер Божий. Цвет, форма, функции каждого предмета привлекали к себе внимание и детей, и взрослых.
  • Система жертвоприношений наглядно демонстрировала весь ужас греха и его последствий. Смерть животного запечатлевалась в памяти любого человека, который видел это.
  • Праздники, которые проводились в различные дни в течение года, прерывали будничную рутину. Каждый праздник фокусировался на определенном аспекте жизни Израиля с Богом. Все дети с нетерпением ждали праздников, когда никто вся семья отдыхала, собиралась вместе и готовила особые блюда. Особенно пробуждало любопытство детей празднование Пасхи (Исход 12:26).

Кроме того, чтобы помнить о чудесах Божьих, Израильский народ строил памятники (Иис.Нав.4:5-7). Такие монументы тоже вызывали у детей любопытство. Кажется, что Бог повелел Израилю строить памятники, имея в виду именно детей.

В Ветхом Завете храмовая система усиливала обучение и воспитание, которые дети получали в семьях. С начала Нового Завета и по сей день, Бог использует церковное образование для той же, возможно, чуть более расширенной, цели.

БОЖИЙ ПЛАН ДЛЯ ЦЕРКВИ

Существует множество мнений о том, какую роль должна играть церковь в современном христианском образовании. Римская церковь исторически брала на себя всю ответственность за духовное образование детей, в то время как родители почти или вовсе не участвовали в этом процессе. Приходские школы стали основными образовательными учреждениями.

В ответ на притеснения римской церкви и отказе родителей от своей ответственности, некоторые протестанты утвердились в мысли о том, что церковь должна иметь очень малую часть в обучении детей. Они полагали, что в церкви нужно учить взрослых тому, как быть хорошими христианами, и это учение «эхом» придет к детям.

И сегодня подобный образ мышления преобладает. Например, эксперт по росту церкви Карл Джордж строит свою стратегию исключительно на взрослых. В предлагаемых им группах заботы детям до 12 лет вообще не уделяется внимания. А размышляя о совсем маленьких детях, он говорит: «Стоит ли тратить время на духовное образование маленьких детей? Если вы можете делать это, прекрасно, но основной целью должно стать возрастание взрослых людей во Христе, в результате чего они научатся рассказывать своим детям Евангелие». Конечно, такой подход содержит долю истины. В церквях нужно учить родителей тому, как быть хорошими христианами, и такое обучение, несомненно, повлияет на их семейную жизнь в целом. Но возникает логический вопрос: «Если взрослые нуждаются в заботе, то почему дети и подростки должны заботиться о себе сами?»

Материалы Джорджа по росту церкви большей частью игнорируют детское служение и работников детского служения. Наш вопрос: «Когда и где дети могут найти ответ на свои нужды?» Диаграммы Джорджа не показывают, что должны делать дети, пока взрослые будут на своих собраниях.

Джордж подтверждает (хотя и безуспешно) некоторую необходимость детского служения. Он пишет: «Я признаю все достоинства современных воскресных школ, равно как и необходимость проведения каких-то мероприятий для детей во время богослужения для взрослых». Но Джордж почти немедленно забирает свои слова назад, говоря: «Я верю, что система заботы вскоре вытеснит воскресную школу».

Неспособность программ по росту и обновлению церкви восполнить нужды детей во многом ограничивает эффективность подобной стратегии. Более того, подобное невнимание к детям непростительно, потому что для христианских родителей задачей номер один является обеспечение благополучия детей. И что более важно, неспособность выработать приемлемый план, который отдельно удовлетворял бы нужды детей, идет вразрез с учением Нового Завета.

О чем же учит Писание? Прежде всего, в церкви нужно учить родителей тому, что общественные культурные нормы заботы о детях могут отличаться от Божьих стандартов. Павел призывает лидеров церкви помочь родителям правильно исполнять свои обязанности. Например, в послании к Титу Павел просит церковь вразумлять молодых женщин любить своих детей (Титу 2:4). Поначалу это замечание не выглядит важным. Сегодня мы думаем, что материнская любовь - это чувство естественное, интуитивное и инстинктивное. Но культурные традиции общества могут разрушить естественные инстинкты, как свидетельствует о том Ветхий Завет. Женщины Нового Завета тоже жили в обществе, где детям не всегда уделялось должное внимание.

В других посланиях Павел обращается к отцам, призывая их относиться к детям с большей заботой, чем это принято в обществе (Кол.3:21), и воспитывать их «в учении и наставлении Господнем» (Еф.6:4). Павел не делал бы подобных замечаний, если бы отцы правильно исполняли свои обязанности.

Однако работа церкви с родителями - это лишь одна сторона образовательного процесса. Церковь должна работать непосредственно с детьми. Некоторые церкви и пасторы признают ответственность церкви за духовное развитие детей. Но на пути этого признания встают преграды, такие как время, деньги и другие планы. Пастор забывает о том, что, посвящая все свое время лишь работе с взрослыми и планированию мероприятий для них, он пренебрегает достаточно большой частью своего стада!

Давайте на мгновение забудем о реалиях современности и бросим свежий взгляд на церковь и детей в Писании. Хорошо было бы начать с Великого поручения Иисуса (Матф.28:16-20). Иисус говорит: «Идите, научите все народы», не делая возрастных ограничений. Ни одно слово в данном отрывке не указывает нам на то, что ученичество предназначено лишь для взрослых. Кроме того, поручение призывает любого читателя или слушателя расширить свой привычный кругозор и понести благую весть, не ограничиваясь политическими и географическими рамками. Значит, дети тоже могут быть учениками, и церковь должна помочь им исполнить великое поручение нашего Господа!

Описывая раннюю церковь (Деяния 2:42-47), Лука упоминает четыре необходимых компонента жизни учеников: поклонение, наставление в Божьем Слове, общение и использование даров. Все указанные пункты необходимы и в детском служении. Любая современная церковь может оценить свою работу, ответив на несколько вопросов:

  • Могут ли дети в нашей церкви поклоняться? Созданы ли условия для детского поклонения, или детям приходится приспосабливаться к стандартам поклонения для взрослых? Кто-нибудь разговаривает с детьми - до, во время или после служения - о том, что они пережили во время поклонения?
  • Могут ли дети слышать в нашей церкви Слово Божье, излагаемое в доступной для них форме? Понимают ли учителя в церкви важность своей работы с детьми? Является ли учение для детей достаточно систематичным, чтобы дети постоянно получали познание о Боге, или же учителя выбирают темы занятий произвольно, стремясь лишь к тому, чтобы детям было интересно?
  • Могут ли дети в нашей церкви общаться? Признают ли лидеры церкви и родители, что детям, как и взрослым, необходимы глубокие дружеские отношения, которые способствовали бы познанию Бога? Призывают ли детей в церкви ходить друг к другу в гости, беседовать, молиться вместе? Считает ли церковь такие отношения дружбой? Организовано ли в церкви место и время, когда дети могли бы общаться?
  • Воодушевляет ли церковь детей проявлять и использовать свои духовные дары на благо Тела Христова? Уделяем ли мы достаточно внимания детям, помогая им найти свое место в служении Христу? Помогаем ли мы детям использовать свои дары на доступном им уровне?

Давайте рассмотрим, имели ли место указанные нами четыре сферы в жизни Самуила:

1Цар.2:11 Самуил служил Господу при Илии (использование даров).

1Цар.2:21 Самуил возрастал у Господа (поклонение).

1 Цар.2:26 Самуил возрастал в благоволении у Господа и у людей (общение).

1Цар.3:8 Бог непосредственно говорил с Самуилом (наставление в Божьем Слове).

Не находите ли вы странным, что Сам Бог разговаривал с Самуилом, когда тот был еще мальчиком? Бог не говорил с родителями Самуила, не говорил даже с первосвященником Илией. А сегодня Бог говорит с нами через Свое Слово. Но верим ли мы, что Бог может непосредственно говорить с детьми или говорить через Свое Слово?

Служение Иисуса никогда не исключало детей. Несомненно, Иисус проводил большую часть времени в служении взрослым людям. Но есть важное замечание - Иисус не проводил все время с взрослыми. Нам следует поступать так же!

В большинстве случаев, во время учения Иисуса присутствовали дети. В Матф.14:21 и 15:28 отдельно сказано о детях. Учение Иисуса было (и остается) направлено на людей всех возрастов. Иисус рассказывал короткие, простые, легко запоминающиеся и поучительные истории.

Иисусу удавалось обращаться к широким массам, среди которых были и дети. В Евангелии от Марка (9:36-37) сказано, что Он взял ребенка на руки, посмотрел на учеников и сказал: «Кто примет одно из таких детей во имя Мое, тот принимает Меня». Если это не обращение к будущим основателям церквей, тогда что это? Помните, что дети, окружавшие Иисуса, не были из семей учеников. Это были дети тех людей, которые следовали за Иисусом, чтобы послушать Его. Слова Иисуса остаются в силе и по сей день - да, они обращены к сегодняшним лидерам церкви, к тем, кто желает принять Его.

Иисус отдельно работал с детьми, у которых были особые проблемы (Марка 9:20-21). Иисус непосредственно служил ребенку, хотя за помощью обратился отец. И снова Иисус подает нам пример: церковь должна непосредственно служить детям, у которых есть духовные нужды.

В заключение приведем пример Иакова, который в своем послании обращал внимание церкви к одной из ветхозаветных концепций: настоящие верующие активно помогают сиротам и вдовам (Иак.1:27; Иса.1:17 - прим. переводчика). Безотцовщина здесь подразумевает беззащитность в духовных вопросах и в других сферах жизни. Иаков призывает помогать тем, кому так недостает отцовского наставления в Боге.

Ветхий Завет снова и снова призывает народ Израильский заботиться о сиротах и вдовах. Может ли церковь сегодня, когда в обществе так много одиноких матерей, игнорировать этот призыв? Каков будет ваш ответ?

ВЫВОД

Мы видим на примерах из Библии и на примерах современности, что детям не всегда бывает легко. Дети были, есть и будут очень уязвимыми. Но Бог никогда не забывал о детях в Своих планах сотворения и искупления.

На основании нескольких отрывков из Писания, мы делаем вывод о сложной природе детей. Хотя Библия чаще всего фокусирует наше внимание на духовном воспитании детей, но она так же дает нам информацию об общем воспитании. Писание говорит о личных качествах детей, предъявляет требования к родителям, учителям и духовным наставникам, которые призваны правильно воспитывать подрастающее поколение.

Мы верим, что Библия возлагает большую часть ответственности за духовное воспитание детей на их родителей. Устройство храма в Ветхом Завете и церковные программы в Новом Завете призваны усиливать и способствовать тому воспитанию, которое дети получают в семье. Но в некоторых случаях церковь должна взять на себя большую ответственность в духовном воспитании детей и обучении родителей тому, как выполнять свои обязанности. Все, что делает Церковь должно охватывать людей всех возрастов, в том числе и детей. Более того, церковь призвана особенно заботиться о тех детях, которые не могут получить (по тем или иным причинам) духовного воспитания в своей семье.

У церкви есть прекрасная возможность явить любовь Христа миру посредством заботы о детях. Этой причины достаточно, чтобы в любой церкви служение детям заняло соответствующее положение среди приоритетов.

Под редакцией В.И.Федоровой.

Публикации по рубрикам

Мы используем файлы cookie, это помогает сайту работать лучше. Если вы продолжите использовать сайт, мы будем считать, что вы не возражаете.