Самые лучшие пособия никогда не спасут плохо подготовленный урок.
Пособия не приманка и не конек. Это, скорее, средство, которое помогает учебному процессу, дает ученику видеть то, чему их учат.
Правильное использование наглядности окажет большую помощь в решении основных проблем преподавания.
НАГЛЯДНОСТЬ В БИБЛИИ
- Радуга – Бог показал Ною, чтобы напомнить ему и последующим поколениям о Своем обещании. Быт. 9:13-17.
- Горящий куст Исх.3:2-6.
- Надпись на стене - Бог объявил Свой суд над Вавилоном Дан.5:5.
- Иеремия воспользовался бутылкой, чтобы представить грядущее разрушение Иудеи. Иер.19:1-12.
- Бог научил Иезекииля сделать целое настольное представление, разыграть приближающийся голод в Иерусалиме. Иез.4:5.
- Новозаветный пророк Агав связал себя, чтобы предостеречь Павла. Деян.21:10-11.
- Иисус Христос, используя монету, преподал урок о верности своему правительству. Марк.12:13-17.
- Лепты вдовы, чтобы преподать урок о том, как жертвовать. Марк.12:41-44.
- Иисус подозвал маленького ребенка, говоря об условиях истинного величия. Матф.18:1-6.
- Иисус использовал пример омытия ног, чтобы научить смирению Своих учеников. Иоан.13:1-17.
Мы видим, что Иисус Христос часто применял наглядные пособия, уча людей, и мы можем, подражая величайшему Учителю всех времен, применять наглядность с пользой сегодня.
ИЛЛЮСТРАЦИЯ - от лат. слова “освещать” - нечто, что освещает предмет, сравнивает его с чем-то.
ВИДЫ ИЛЛЮСТРАЦИЙ
- Материальные - предметы, образцы предметов, картины, географические карты, редкие вещи.
- Словесные.
СВОЙСТВА ХОРОШЕЙ ИЛЛЮСТРАЦИИ
- Она должна иллюстрировать. Употреблять для того, чтобы осветить мысль, а не для того, чтобы только показать ее.
- Не слишком подробная. Много подробностей утомляют ум, сбивают с толку и не позволяют воспринять иллюстрируемую идею.
- Понятная. Она должна принадлежать кругу знания и опыта учеников.
КАК УПОТРЕБЛЯТЬ ИЛЛЮСТРАЦИИ
- Привлекать внимание.
- Содействовать памяти. Картины и предметы остаются в уме, в то время как отвлеченные выражения уходят.
- Способствовать усвоению. Иллюстрации неоценимы для ясного понимания истин.
- Отражать жизнь.
КАК НАХОДИТЬ ИЛЛЮСТРАЦИИ
- Посредством наблюдения. Развивайте у себя привычку наблюдать.
- Берите что-то от учителей и проповедников. Замечайте, как другие употребляют иллюстрации.
- Через чтение Библии, книг истории и биографии, сборников иллюстраций, пособий к урокам.
КАК ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯМИ
- Присоедините элемент ожидания ко всем вашим иллюстрациям.
- Постарайтесь иметь ясную мысль о предмете, который вы намерены преподавать. Сначала изучите урок, а потом ищите иллюстрации.
- Не слишком растягивайте вашу иллюстрацию.
- Передавайте рассказ полностью.
- Не употребляйте слишком много иллюстраций, они могут помешать друг другу.
- Свободно пользуйтесь классной доской, настенной картой, картинами.
- Наблюдайте, чтобы вы собой не закрывали иллюстрацию детям.
- Остановитесь, когда цель достигнута.
- Тренируйтесь! Тщательно готовьтесь! Нельзя быть ленивым учителем.
- Чем больше наглядных пособий вы используете, тем больше подготовки вам необходимо!
ВРАТА ЗНАНИЙ
Со всем новым мы знакомимся через наши органы чувств: обоняние, осязание, слух, зрение, вкус.
Когда мы слушаем – мы забываем;
Когда мы видим – мы помним;
Когда мы говорим и делаем – мы знаем и умеем.
При изучении Библии необходимо использовать все основные врата чувств.
1. ВРАТА СЛУХА
Когда ребенок слышит, он запоминает 10% информации.
- Врата слуха легко закрываются, если говорящий кричит, говорит тихо или голос говорящего звучит монотонно.
Эффективное применение.
- Рассказывайте рассказы как можно выразительней.
- Говорите ясно, произносите каждое слово, не кричите
- Выражайте голосом радость, печаль, усталость, разочарование.
2. ВРАТА ЗРЕНИЯ
Когда ребенок слышит и видит, он запоминает 60% информации.
- Через зрение можно возбудить интерес и сохранить его.
- Увиденное легче запоминается.
Эффективное применение.
- Всегда используйте подсобный материал.
- Пиши новые слова, имена, песни, «золотые» стихи на доске или бумаге.
- Помните: вы и ваша Библия - лучший подсобный материал.
- Имейте зрительный контакт с каждым ребенком, замечайте всех.
- Пусть дети видят, что все, о чем вы говорите на уроке, вы берете из Священного Писания, и все это является правдой.
- Пусть дети видят, что вы читаете Библию!
3. ВРАТА УСТ
Когда ребенок слышит, видит и говорит, он запоминает 70% информации.
- Стройте уроки так, чтобы дети сами могли говорить;
4. ВРАТА РУК
Когда ребенок слышит, видит, говорит и делает, он запоминает 90% информации. В воскресной школе очень важно использовать врата рук, это:
- Разные задания: рисовать, показывать, инсценировать.
- Детей постарше можно просить записать «золотой» стих на доске и вести конспект урока.
- Давайте детям практические советы по применению в жизнь выученное на уроке.
- Молитесь вместе с детьми.
ЦЕЛИ ПРИМЕНЕНИЯ ПОДСОБНОГО МАТЕРИАЛА
- Передача детям библейской истины. Дух Святой использует наглядные пособия, как инструмент для понимания библейских истин.
- Чтобы ребенок не только познакомился со Словом Божьим, но возродился чрез него!
- Самое главное, чтобы весь материал Дух Божий проговаривал в вашем сердце.
- Пробудить заинтересованность в ребенке и сохранить ее.
- Разъяснить непонятное через подсобный материал.
- Помочь и ускорить в обучении нового урока.
- Заставляет лучше двигаться фантазию детей, стимулирует воображение, дает понятие о времени и расстоянии.
- Активизирует детей к действию.
- Обогащает урок, делает его интересным и веселым.
КАК ВЫБРАТЬ ХОРОШИЙ ПОДСОБНЫЙ МАТЕРИАЛ
Проверьте:
- Является ли он похожим на тот, что мы находим в Библии?
- Подходит ли этот материал для передачи духовных истин?
- Относится ли он конкретно к этому уроку? Не направит ли этот материал мысли ребенка в сторону.
- Подтверждает ли он цель и тему урока?
- Поймет ли ребенок, что вы хотите этим сказать ему?
- Умеете ли вы им пользоваться?
ПРАВИЛА РАБОТЫ С БИБЛИЕЙ НА ФЛАНЕЛИ
- Пейзаж готовьте заранее.
- Не заслоняйте собой экран.
- Не говорите, стоя спиной к аудитории.
- Научитесь говорить, стоя лицом к аудитории и боком к экрану.
- Вовлекайте свое актерское мастерство в урок.
- Кроме голоса важна и мимика.
- Важна способность двигаться во время изложения материала урока.
- Сумейте заставить детей почувствовать себя в той исторической обстановке, о которой вы говорите.
СПЕКТАКЛИ, КАК МЕТОД НАГЛЯДНОГО ОБУЧЕНИЯ
Ваша цель: не представление, а передача Библейских истин.
ДЛЯ ЧЕГО НЕОБХОДИМО ИСПОЛЬЗОВАТЬ СПЕКТАКЛИ?
- дети лучше запоминают учебный материал (используются все четыре ворота знаний);
- активизируешь детей;
- происходит общение детей с учителем - учитель больше узнает ребенка
- происходит общение детей друг с другом;
- подготовка к представлениям – это лучшее время быть вместе с детьми;
- помогают ребенку выучить библейскую истину на практике - включается непроизвольная память, которая намного сильнее; он сам может уподобиться главной роли;
- помогают ребенку лучше запомнить и лучше понять; это как мост, по которому дети идут из абстрактного мира в конкретный;
- делают обучение Библии интересным;
- хороший метод евангелизации и привлечения детей;
- важная часть в праздниках, торжествах;
- спектакли объединяют учителей с семьями детей;
- дети учатся работать вместе.
ТИПЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
1. Пантомима - действие без слов. В ней легко могут участвовать стеснительные дети; не нужно долго тренироваться; можно использовать для самопроверки и опроса, для соревнований.
2. Поочередный диалог.
3. Инсценировки, спектакли - требуется длительная подготовка.
4. Представления на библейские темы.
5. Духовно - тематические (события в школе, в семье, на улице).
6. Музыкальные, мелодекламации.
- Перед тем, как начать работу над большой пьесой, попробуйте начать с маленькой.
- Инсценировка должна быть не слишком трудной для детей.
- Постарайтесь занять в постановке всех детей.
- Будьте мудры, просты и откровенны в подготовке постановки.
Два метода использования сценариев:
- Запись сценария на кассете.
- Живой сценарий - контакт с аудиторией, но требуется больше подготовки и времени для репетиций.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КУКОЛ
Использование кукол в воскресной школе имеет 2 цели:
- Привлечь внимание.
- Научить Слову Божьему.
Основные принципы работы с куклами.
- Синхронизация движения губ.
- Правильный выход на сцену и уход; двигаясь вдоль сцены, слегка подпрыгивайте;
- Зрительный контакт с аудиторией во время общения;
- Куклы с подвижными руками делают инсценировку более достоверной;
- Каждой кукле придавать качества, как личности.
ТРИ ПРАВИЛА, ЧТОБЫ КУКЛЫ БЫЛИ ПРАВДОПОДОБНЫМИ.
- Дети должны видеть куклу только живой.
- Никогда не представляйте кукол вместе с кукловодом.
- Лучше, если дети не будут видеть, как кукловод идет за сцену.
УДАЧНАЯ ОБСТАНОВКА.
- Неожиданность (что будет дальше?).
- Проблема, которая разрешается.
- Все герои выглядят естественно.
Под редакцией В.И.Федоровой