Нередко рассказчики Библейских историй, каковыми являются не только преподаватели Воскресных школ, но в перьевую очередь родители, ограничиваются рамками рассказа, спеша к новому разделу или виду деятельности.
Такой способ передачи духовной информации малоэффективен, ибо рассчитан на малую аудиторию детей аналитиков, способных и желающих рассуждать, домысливать и делать выводы из рассказа самим.
Более удачен другой метод, позволяющий значительно повлиять на конечный результат и цель Библейского рассказа.
Этот метод позволяет выделить основную главную мысль, истину, заложенную в рассказе и найти ей практическое применение, как для невозрожденных, так и возрожденных детей.
Преимущество нового способа лучше всего рассмотреть на рисунке
- Нередко рассказчики останавливаются на первом уровне, ограничиваясь, только рассказом Библейской истории.
- Некоторые рассказчики достигают второго уровня, стараясь после рассказа обратить внимание детей на основную главную мысль или истину, заложенную в Библейской истории.
- Максимального успеха, конечного результата, цели, добиваются рассказчики, достигающие последовательно третьего уровня, которые стремятся найти практическое применение истине, заложенной в Библейском рассказе.
Таким образом, невозрожденным детям предлагается через покаяние обрести радостную полноту жизни в Иисусе Христе, а возрожденным детям хранить себя чистыми. (1 Тим. 5:22).
Рассказать какую-нибудь историю может всякий. Однако мало кто умеет рассказывать так, чтобы слушатели, затаив дыхание, ловили каждое слово. Это — настоящее искусство. Овладейте им — и вам на долгие годы обеспечено интереснейшее занятие, приносящее радость и вам, и другим. Бесчисленные любители "послушать что-нибудь интересное" будут боготворить вас. Чего у вас никогда не будет, так это недостатка в слушателях.
НЕСКОЛЬКО ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЙ
Рассказывать историю — не то же самое, что проповедовать. Не следует думать, что лучше всех Библейскую историю непременно расскажет хороший проповедник.
Рассказывать историю не значит нанизывать друг за другом не связанные между собой эпизоды.
Рассказ не заменит изучения Библии. Питаясь одними рассказами, невозможно обрести новую жизнь. Для этого нужна другая пища Слово Божье. Но не стоит забывать и о том, что сам Христос то и дело выступал в роли рассказчика, "и без притчи не говорил" (Мф. 13:34).
ТИПЫ РАССКАЗОВ
Главное в рассказе — персонажи: их взаимоотношения, а также воздействие внешних обстоятельств на их поведение и на исход дела. Слушателей всегда интересует, чем же все кончится. По ходу рассказа этот интерес может сосредоточиться на следующих элементах сюжета:
- успех/неудача Сумеет ли герой восторжествовать несмотря на все трудности (например, Илия на горе Кармил, Ной)?
- выбор Какой выбор сделает герой "на распутье", и что из этого выйдет (например, блудный сын, отречение Петра)?
- развитие характера Какие духовные и нравственные перемены происходят в персонаже под воздействием происходящих событий?
В некоторых рассказах присутствуют все три вышеперечисленных элемента.
СОДЕРЖАНИЕ РАССКАЗА
Всякий хороший рассказ должен вызывать эмоциональный отклик. Рождать отклик могут черты рассказа: наличие в нем конфликта, напряженного ожидания, драматизма; присутствие персонажей, которые непременно нравятся или вызывают отвращение. Вот несколько примеров:
- Конфликт: Давид и Голиаф (издевательства врага).
- "Плохие" и "хорошие" персонажи: злая, коварная Иродиада и любящий, правдивый, бесстрашный Иоанн Предтеча.
- Напряженное ожидание: Нееман, шесть раз погружавшийся в Иордан (очистится ли он на седьмой раз?). Слушающие переживают, и им это приятно., Решит ли герой свою задачу, достигнет ли цели, выйдет. ли живым из всех испытаний? Чем ближе к развязке, тем более напряженным должно быть ожидание (перед героем встают все новые задачи) — и только в самом конце слушатели могут снова вздохнуть спокойно.
Прежде чем начинать, задайте себе несколько вопросов:
- Кому я собираюсь рассказывать? — детям, подростками, мужчинам, женщинам, старикам, слепым, инвалидам.
- Какую цель я перед собою ставлю? — развлечь, убедить, научить, сообщить благую весть.
- Поясняет ли мой рассказ основную мысль, которую я хочу донести до слушателей? Соответствует ли он поставленной цели?
КАК ПОДГОТОВИТЬСЯ К ВЫСТУПЛЕНИЮ
Если вы будете рассказывать историю из Библии, почитайте Священное Писание молитвенно — до тех пор, пока вы не проникните в эту историю умом и сердцем.
Соберите дополнительный материал, читая словари и комментарии к Библии, просматривая атлас и т.д. Это поможет вам яснее представить себе обстоятельства, о которых вы будете повествовать.
Изучите всех персонажей. Постарайтесь понять не только что они говорят, но и что и почему делают.
Решите, от чьего лица поведете рассказ.
Мысленно или на бумаге набросайте план-рассказ (с чего начать, чем кончить, на чем сосредоточить внимание, и т.д.) Очень важно наметить для себя вступительные и заключительные фразы.
Мысленно проигрывайте рассказ, пока не начнете думать и чувствовать как его персонажи.
Повторяйте, пока все не запомните. Это можно делать в дороге, за мытьем посуды — где угодно.
РЕЧЬ (ГОЛОС, ПРОИЗНОШЕНИЕ)
Старайтесь быть спокойным и раскованным.
Ваш голос — низкий или высокий, скрипучий или мелодичный дал вам Господь, и другого у вас не будет. Но в ваших силах развить его, "выжать" из него все возможное.
Не следует говорить горловым голосом, звук должен исходить из передней части полости рта.
Научитесь модулировать голос.
Манера речи должна соответствовать персонажу: Петр, который был рыбаком, не может говорить как универсальный профессор; невозможно, чтобы речь солдат, распявших Христа, была учтивой и изысканной; Никодим уж конечно не будет изъясняться как футбольный "фанат".
Рассказывая, обращайтесь к сидящим в последнем ряду — тогда вас услышат все.
ДВИЖЕНИЕ (МИМИКА, ЖЕСТЫ)
Меняйте выражение лица в зависимости от эмоций, которые вы хотите вызвать у аудитории (например: гнев толпы, собравшейся перед Пилатом; страдание Петра после отречения; робость хромого, исцеленного Иисусом).
Руками показывайте размеры и форму предметов, расстояния, и т.д.
Не обязательно все время стоять на одном месте.
Когда персонажи разговаривают между собой, даже легким поворотом головы можно показать, кто какую реплику произносит.
ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ РЕЧИ (ПОДБОР СЛОВ)
Чтобы придать рассказу объемность и красочность, тщательно подбирайте глагольные конструкции и эпитеты.
Глаголы. Фраза "по дороге шел человек" не действует на воображение. Но если вы скажете, что человек "ковылял", "бежал вприпрыжку", или "крался" — внимание слушателей вам обеспечено.
Эпитеты. Фраза "там была пещера" скучна и невыразительна. Но назовите пещеру "мрачной и зловонной" скажите, что стены ее были "склизкими" — и картина сама встанет у всех перед глазами.
ЕЩЕ НЕСКОЛЬКО ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЙ
Не излагайте в первой же фразе все содержание рассказа (например: "Я расскажу о Данииле, который был брошен на растерзание львам, но остался жив").
Не извиняйтесь за то, что библейский сюжет известен (например: "Я расскажу историю, которую вы уже сто раз слышали, тем не менее я надеюсь, что вы будете сидеть тихо и слушать внимательно").
Не превращайте рассказ в проповедь.
Никто не должен вас прерывать. Не разрешайте детям задавать вопросы. Это нарушит повествование и испортит впечатление. Участие аудитории вовсе не исключается, просто все должно находиться под вашим контролем.
Не спешите с моралью. Лучше устроить перерыв, а затем вернуться к рассказанному и сделать выводы (например, Притча о сеятеле). Если вы пользуетесь наглядными пособиями, не выставляйте их все в первые же пять минут. "Любопытному и любознательному ребенку никогда не бывает скучно" (Хадсон Поуп).
СПОСОБЫ ПОДАЧИ МАТЕРИАЛА
Излагать, представлять историю можно по-разному. Например, не только рассказывая, но и показывая.
Вот основные формы подачи материала:
- Рассказ в чистом виде, без иллюстраций.
- Устный рассказ с небольшим количеством картинок (слайдов, и т.д.).
- Рассказ, сопровождаемый небольшим (на 15-30 минут) представлением, в котором плоские фигурки персонажей передвигаются по специальной поверхности (бархатная бумага, "липучка", магнитная доска).
- Кукольный спектакль (функции рассказчика берут на себя сами кукольные персонажи).
- Театральная постановка с декорациями, с участием актеров.
- Художественное чтение прозы или стихов.
- Диафильмы, видео- и кинофильмы ~ история, заснятая на пленку в студии.