15 и 16 октября в брянской церкви «Спасение» прошел семинар для всех, кто служит детям и подросткам. Тема «Дисциплина» была выбрана не случайно, ведь каждый, кто служит детям, сталкивается с непослушанием. Тема семинара была представлена в формате музея, где каждый экспонат представлял различные аспекты дисциплины.
Экспонат 1. Животные. Так же, как люди дрессируют животных, из детей нередко пытаются сделать бессловесных роботов. Однако силой можно добиться подчинения и только внешнего послушания, а не внутреннего.
Экспонат 2. Деньги. Взрослые пытаются поддерживать дисциплину с помощью торговых сделок. Но дети должны слушаться не из-за денег, а из-за уважения. Важно детей мотивировать, а не подкупать их.
Экспонат 3. Кнут и пряник. Политика кнута – максимум ограничений при минимуме взаимоотношений, когда взрослые играют роль начальника. Это авторитарный стиль воспитания. Политика пряника – вседозволенность, минимум ограничений при максимуме отношений. Это попустительский стиль воспитания. Между кнутом и пряником должен быть баланс.
Экспонат 4. Медаль под названием «Дисциплина». Как и у медали существует 2 стороны, так и на этой медали с одной стороны написано «Наказание», а с другой – «Воспитание». Дисциплина – это наказание не только с целью исправления, но и с целью наставления.
Экспонат 5. Медицина. Как медицина бывает лечебной и профилактической, так и дисциплина должна или исправлять неправильное поведение или предотвращать его. Другими словами, дисциплинирование – это помощь ребенку со стороны взрослого, превращение его в ответственного нравственного и зрелого человека. Как в медицине важна дозировка и возраст, так и в дисциплинировании наказание за проступки должно соответствовать возрасту ребенка и проступку.
Экспонат – Забор, ограда. Дисциплина это своего рода ограждение – т.е. свод правил для поддержания порядка. Дети ведут себя хорошо, когда понимают, что от них ожидают и что за неправильные действия их ожидают последствия. Установление границ – невидимого забора – важный шаг в воспитании и дициплинировании детей. Это Библейский метод дициплинирования и воспитания – устанавливать границы с целью наставления.
Потом были рассмотрены основные рекомендации по использованию правил в
служении детям:
1. Правила должны быть озвучены и представлены детям заранее в интересной форме.
2. Правила необходимо использовать постоянно – требования должны быть неизменны.
3. Правила должны быть четкими и простыми.
4. Правил не должно быть слишком много.
5. Поступайте справедливо.
Детские служители рассмотрели, как реагировать на непослушание в служении детям, и что может быть причиной непослушания.
Затем с помощью метода «Аквариум» детские и подростковые служители обсудили различные ситуации в служении детям, когда дисциплина нарушается.
Личное участие в разборе ситуаций позволило каждому служителю не только
проработать тему, но и перенести полученные знания в практическое служение.
В заключение служители в подгруппах попробовали творчески сформулировать
интересные правила для детей, которые можно использовать в своем служении.
РЦХВЕ по материалам блога «Люди дороже золота»