12-15 лет. РАННИЙ ПОДРОСТКОВЫЙ ПЕРИОД.
Я НЕ ЗНАЮ, КТО Я ЕСТЬ.
Все, что можно, ребенок получил до этого в предыдущих ступенях.
- Родители должны поставить границы для подростка, но они должны быть намного шире *** Одежда - разрешить, компания - строго.
- У них все колеблется, сами удержаться не смогут, им нужны границы. Родители должны стать опорой и установить для них ограничитель (***Как перила на мосту, чтобы не свалиться).
- Границы они не любят, но они важны.
- Пересмотреть свои требования к ним: что важнее: мода, цвет волос, брюки... или уберечь их от алкоголя, наркотиков...
- Важно переживать интересы детей, но не лицемерно! Жить вместе с ними их проблемами! Дети не любят обман, фальшь сразу замечают.
- Беседуя с подростками, не говори запретами (***Это мерзость! Это зло!”) Старайся говорить от первого лица (***Я тоже так думал, а теперь я знаю, Господь помог мне понять, победить, выйти из того состояния).
- Подросток нуждается в любви, понимании!!!
- Определение себя как личности - Самоопределение - Самоутверждение - Самопознание - Самооценка - Стремление к совершенству и требование его от других - вовлеки в работу церкви, помоги повлиять на жизнь других.
Психологическая характеристика подросткового возраста.
Резкое ухудшение поведения:
- Негативизм (желание поступать вопреки чужой воле), упрямство, драчливость, противопоставление себя учителям и взрослым.
- Противоречивость стремлений и их неустойчивый характер. С этой чертой связаны и противоречивость эмоциональных состояний, переживаемых подростком, выраженный психологический дискомфорт - тревога, страхи, ощущение одиночества...
- Реакция Эмансипации - выраженное стремление освободиться из-под опеки и контроля со стороны родителей и взрослых.
- Реакция группирования со сверстниками (оборотная сторона первой).
- Выраженность акцентуаций характера. Характер и содержание кризиса обусловлены тем, насколько остры противоречия, определяющие социальную ситуацию развития ребенка.
Причины столь серьезных изменений в поведении и личности подростка обусловлены “задачами развития”:
Приспособление подростка к изменениям своего физического состояния, приятие и эффективное использование своего тела.
Достижение социально-приемлемой взрослой сексуальной роли.
Достижение зрелых отношений с лицами противоположного пола.
Развитие интеллектуальных способностей.
Выработка комплекса ценностей, в соответствии с которыми строится поведение.
Достижение социально ответственного поведения.
Выбор профессии и подготовка к профессиональной деятельности.
Достижение экономической независимости.
Подготовка к браку и семейной жизни.
Пубертатный кризис. (Затянувшийся кризис).
Начинаясь с кризиса, весь период обычно протекает трудно и для ребенка, и для близких ему взрослых.
Половое созревание зависит от эндокринных изменений в организме
Активизация и сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов вызывают интенсивное физическое и физиологическое развитие. Увеличивается рост и вес (у мальчиков, обычно в 13-15 лет, иногда до 17-ти, у девочек – на 2 года раньше).
Изменение роста и веса сопровождается изменением пропорций тела. Сначала до взрослых размеров дорастают голова, кисти рук и ступни, затем конечности – удлиняются руки и ноги, и в последнюю очередь, тело.
Интенсивный рост скелета опережает развитие мускулатуры (иногда на 15 см за год вырастает подросток)
Все это приводит к некоторой непропорциональности тела, подростковой угловатости. Дети ощущают себя неуклюжими, неловкими.
Появляются вторичные половые признаки – внешние признаки полового созревания - и тоже в разное время у разных детей. У мальчиков меняется голос (у некоторых резко снижается тембр голоса, временами срывающегося на высоких нотах; у других голос меняется медленно).
В связи с быстрым развитием возникают трудности в функционировании сердца, легких, кровоснабжении головного мозга – для подростков характерны перепады сосудистого и мышечного тонуса. Это вызывает быструю смену физического состояния и настроения.
Эмоциональный фон становится неровным, нестабильным. – Бодрость, азарт, радужные планы при этом сменяются на ощущение разбитости, печаль и полную пассивность.
Ребенок вынужден постоянно приспосабливаться к физическим и физиологическим изменениям, происходящим в его организме, переживать гормональную бурю. У подростков половых гормонов вырабатывается больше, чем у взрослых людей; у них постоянно усиленная секреция желез коры надпочечников, обычно вызывающая мобилизацию защитных сил организма, его напряженное функционирование в тяжелых, стрессовых ситуациях. – Они как будто бы всегда находятся в стрессовых ситуациях. *** «В 14 лет мое тело будто взбесилось».
Эмоциональную нестабильность усиливает сексуальное возбуждение, сопровождающее процесс полового созревания.
Благодаря бурному росту и перестройке организма в подростковом возрасте резко повышается интерес к своей внешности. Формируется новый образ физического «Я». Из-за его гипертрофированной значимости ребенком остро переживаются все изъяны внешности, действительные и мнимые. Непропорциональность частей тела, неловкость движений, неправильность черт лица, кожа, теряющая детскую чистоту, излишний вес или худоба – все расстраивает, приводит к чувству неполноценности, замкнутости, даже неврозу (девочки совсем отказываются от пищи…).
Тяжелые эмоциональные реакции на свою внешность у подростков смягчаются при теплых доверительных отношениях с близкими взрослыми, которые должны проявить понимание и тактичность. Бестактные замечания, окрик или ирония, отрывающие ребенка от зеркала, усугубляют пессимизм и дополнительно невротизируют.
На образ физического «Я» и самосознание в целом оказывают влияние темп полового созревания. Акселерация создает более благоприятные возможности личностного развития. Они более уверенны в себе, держатся спокойнее. Дети с поздним созреванием менее популярны среди сверстников, становятся возбудимыми, суетливыми, излишне разговорчивыми, пытаются привлечь к себе внимание всеми способами и ведут себя неестественно, у них чаще низкая самооценка, появляется чувство отверженности.
ФИЗИЧЕСКИ - он меняется: рост скелета и конечностей в длину; фигура угловата, движения неловкие.
- часто чувствуют себя усталыми, неуклюжими, думают, что привлекают всеобщее внимание
- наблюдается возрастное несоответствие в развитии сердечно-сосудистой системы - временные функциональные расстройства кровообращения
- голосовые связки удлиняются вдвое - ломка голоса
- переживает приливы энергии, сменяемые апатией; иногда может казаться ленивым (естественный способ защиты его организма от чрезмерного напряжения)
- повышенный обмен веществ
- обладают большим аппетитом
- усиление деятельности желез внутренней секреции
- период полового созревания (Проявляет интерес к противоположному полу. У девочек это проявляется раньше.)
- повышается возбудимость, раздражительность, вспыльчивость
- предпочитает игры со своим полом, т.к. девочки развиваются быстрее
- мальчики играют довольно грубо
- это возраст кипучей энергии, активности, больших замыслов
Предлагаем:
- Подросток нуждается в особом типе взрослого человека, с которым он может общаться, который будет понимать его, даже когда подросток сам не понимает себя, который будет любить его и проявлять терпимость, даже когда кажется, что его больше никто не любит.
- Необходимо дать правильные знания об этом. Правильное христианское понятие о семье. При этом такие беседы проводить отдельно с мальчиками и отдельно с девочками.
- Старайтесь чаще прибегать к их помощи, привлекать их к работе с малышами, поднимать их значимость. Обеспечьте их занятость в воскресной школе.
- Раскрыть библейское понятие о посте и молитве, говорить о теле, как Божьем сосуде.
- Четкий режим дня, включающий чтение Библии и молитву – важнейшая часть жизни подростка.
УМСТВЕННО - он критик.
- все подвергает критике, настроен особенно критично к авторитетам
- трудно принять те соображения, которые идут в разрез с желаниями
- не признает приказов, но открыт для предложений
- хочет усовершенствовать свои способности, желает сделать что-то непрактичное или даже невозможное
- мышление абстрактное, развивается теоретическое рефлексивное мышление, развивается память и внимание, начинает строить гипотезы, размышлять и теоретизировать, рассуждает гипотетико-дедуктивно (Обычно находит всему только крайние «контрастные» объяснения. Либо видит всё в чёрном, либо в белом цвете.)
- мыслительный процесс является результатом опытного знания, включающего опыт, открытие, творчество, адаптацию и взаимодействие
- может размышлять, нелегко передает эти мысли словесно
- способен прогнозировать последствия своих поступков
- умеет оперировать гипотезами, решая интеллектуальные задачи
- способен на системный поиск решений
- развиваются такие операции, как классификация, аналогия, обобщение…
- анализирует абстрактные идеи, ищет ошибки и логические противоречия в суждениях
- происходит дальнейшая интеллектуализация восприятия и памяти
- требует фактов и доказательств, не любит разделять одинаковые убеждения с другими
- развивает возможности принимать свои личные решения, основываясь на собственной системе ценностей, чаще всего принимает идеалистические решения, учится на основании того, как применить это на практике ***”Мастер и Маргарита” Булгаков, “Гроза” Островский, Валеология...куклы, воспитывающие чувство материнства и куклы Барби...
Предлагаем:
- Снабдить его необходимыми материалами, которые помогут ему доказать себе самому те истины, в которых он сомневается. Не пугаться сильно, если подросток выражает сильную критику, особенно в адрес тех, кто больше всего о нём заботится.
- Рассказывай и свидетельствуй о жизни Иисуса Христа, о Боге, о Духе Святом. Говори о радости спасённого грешника и верующего человека.
- Давай побольше «пищи» для размышления.
- Постоянно утверждай авторитет и силу Слова Божьего во все времена и во всём мире.
- Поощряй творческую деятельность, показывай нужду в его помощи, но не перегружай.
- Учи отвечать честно за свои поступки, сам умей признавать неправду в себе.
- Практикуй постоянное чтение Библии, говори о важности и необходимости изучения Писания.
- Побуждай к качественному и вдумчивому чтению.
СОЦИАЛЬНО - он желает дружбы.
- придает важное значение честности, бескомпромиссный
- желает быть признанным в кругу друзей, идентификация (слияние себя) с группой сверстников; считая себя уникальной личностью, он, в то же время, стремиться внешне ничем не отличаться от сверстников ***отсутствие куртки такой же, как у всей его компании, он переживает, как трагедию
- чувство взрослости - претендует на равноправие в отношениях со старшими и идет на конфликты, отстаивая свою «взрослую» позицию (сигареты, новые выражения; девочки сравнивают свою одежду, прическу с образцами, которую видят на улице, на обложках журналов, выплескивая на маму эмоции по поводу имеющихся расхождений)
- подражание взрослым идет и по линии развлечений, романтических отношений: свидания, записки, поездки за город, дискотеки… подростку полезно пройти через такую школу взаимоотношений, научиться брать на себя разнообразные роли
- чувство взрослости проявляется и в стремлении к самостоятельности, желание оградить некоторые стороны своей жизни от вмешательства родителей (внешность, отношение с ровесниками, учебы…)
- девочки дружат со своими сверстницами, но обычно интересуются более старшими мальчиками; мальчики в этом возрасте могут не интересоваться девочками, но им всем будет нравиться иметь особых друзей собственного пола и возраста
- появляются собственные вкусы, взгляды, оценки, собственная линия поведения - он эмоционально защищает свою точку зрения, даже если она через пару недель изменится
- важно, что о них думают другие, как отнесутся другие; тенденция к взрослости - стремление казаться и считаться взрослым
- делает все, чтобы понравиться другим, чтобы его полюбили
- важно, чтобы кто-то любил и принимал подростка, он ищет одобрения себя и своего поведения со стороны окружающих людей
- следует правилам, не любит, когда другие не следуют
- недружелюбные отношения между мальчиками и девочками
- развивает индивидуальные лидерские способности
- зависит от родителей, но хочет в большей степени независимости
- чувствителен к мнению родителей и других взрослых, жаждет понимания с их стороны
- ценит близкую дружбу, важно слушать их, проводить время с ними, делать вместе!
- увлекает соревновательская деятельность
- может быть очень критичными и требовательными к другим людям
- пылко влюбляется и создает себе кумиры
- интересуется противоположным полом *** пример на листочках, 2-х склеенные листочки - о внебрачных половых связях; Сказка о розе, не сохранившей себя для молодого принца
- хочет подражать бесстрашным героям и волевым людям
- разрыв семейных связей - растёт желание дружить с группой сверстников; желает быть независимым от своей семьи
- авторитет родителей может значительно колебаться или утратиться навсегда
- за честь семьи может вступить в глубокий конфликт с обидчиком, но не прощает и родителям малейших оплошностей
- может быть подвержен влиянию моды, легко увлекается модным
Предлагаем:
- Обязательно поднимай авторитет родителей. На примере притчи о блудном сыне и др. библейских сюжетах докажи опасность такой независимости.
- Провозглашай привилегию быть дитём Божьим.
- Научи подростка ориентироваться в библейских истинах и сопоставлять их с мнениями взрослых; докажи, что истинным мерилом поведения является Слово Божье, а не пример или мнения других.
- Учи строить отношения в атмосфере доброжелательности и полного доверия.
- Утверждай «силу в кротости», подтверди примерами из жизни Иисуса Христа.
- Развивай умение жертвовать первенством, уступать, не завидовать.
- Приложи все усилия, чтобы отношения подростков могли быть нелицеприятными. Учи их состраданию и милосердию ко всем людям.
- Будь всегда опрятен, скромно и чисто одет. Непрестанно напоминай, что каждый верующий – храм Божий, и важно не внешнее украшение, а его внутреннее содержание.
ДУХОВНО - он нуждается в изменении.
- начинает понимать библейскую символику
- желает сам найти истину, задавая тяжелые вопросы - искать ответ в Библии!
- склонен подвергать критике систему ценностей взрослых: у него начинает формироваться своя система взглядов и ценностей
- в ровесниках и взрослых прежде всего ценит честность
- рассказывает своим друзьям о Боге
- хочет посещать церковь, помогать в служении
- духовные переживания его являются подчеркнуто личными: разговаривать с Богом, слушать Бога
- хочет иметь такую религию, которая будет изменять его жизнь, удовлетворять стремления и менять его идеалы
- принимает решения с точки зрения христианской жизни - помочь ему возрастать в мудрости: решать проблемы, полагаясь на Бога
- возникает интерес к проблеме вечности, жизни после смерти
- их самые глубокие желания не могут быть удовлетворены никем, кроме Иисуса
- изучает взаимоотношения веры и его жизни
- хочет, чтобы вера стала его собственной, стремится к личному контакту с Богом.
Предлагаем:
- Последовательно и систематически учи подростков библейским истинам, рассказывай о Божьем плане спасения всего грешного мира. Показывай несостоятельность мирских взглядов и ценностей, утверждая основные христианские доктрины. Целенаправленно и настойчиво веди подростков к общению с живым Богом.
- Развивай это качество прежде всего в себе, поощряй честные и открытые отношения.
- Находи веские и аргументированные свидетельства проявления Божьей силы и милости. Рассказывай о себе, приводи яркие примеры из Библии.
- Открывай подросткам истину о Боге живом и вечном, веди их к покаянию, прощению и спасению через Иисуса Христа.
- Настойчиво отдаляй его от лжеучений, утверждай единство Бога и авторитет Слова Божьего.
- Помоги правильно организовать «час тишины» – время личного общения с Богом.
- Нужно учить Божьим стандартам и о том, как одержать победу над грехом.
- Указывай, что победа над любым грехом возможна, если они всецело отдадут себя Господу и будут жить в полной зависимости от Духа Святого.
ЭМОЦИОНАЛЬНО - он колеблется (неустойчив).
- эмоции неустойчивы и зависят от его физического состояния
- не достает эмоционального контроля: радость и ликование - впадает в глубокое отчаяние; способен проявить сдержанность, когда находит это нужным
- бурно реагирует на определенные ситуации - громким смехом или плачем без причины
- вспыльчив, раздражителен, груб
- бывает груб, самолюбив и обидчив
- повышается возбудимость центральной нервной системы - легко ранимы
- важно обеспечить защиту и понимание, чего в сущности желают подростки
- обладает энтузиазмом
- обладает чувством юмора
- склонен упрямо придерживаться своих взглядов, утверждать их повсюду
Предлагаем:
- К этим возрастным особенностям следует относиться с пониманием, но не потакать капризам.
- Будь терпим к проявлению вспыльчивости, постепенно вводи и утверждай значимость заповеди «Возлюби ближнего своего…»
- Старайся чаще говорить о Божьих обетованиях и условиях их выполнения; о верности и неизменности Бога, уповании на Него.
- Не гаси в подростке энтузиазма. Вдохновляй его на добрые дела, учи стойко переносить неудачи.
- Внимательно следи, чтобы чувства юмора не переросло в издевательские насмешки и обидные шутки – не позволяйте таковых себе сами.
- Утверждай христианские ценности: любовь к Богу, уважение ко всем людям, честность, добродетель, и т.п.
Под редакцией В.И.Федоровой