Ранний подростковый период

Личность ребёнка

12-15 лет. РАННИЙ ПОДРОСТКОВЫЙ ПЕРИОД.

Я НЕ ЗНАЮ, КТО Я ЕСТЬ.

Все, что можно, ребенок получил до этого в предыдущих ступенях.

  • Родители должны поставить границы для подростка, но они должны быть намного шире *** Одежда - разрешить, компания - строго.
  • У них все колеблется, сами удержаться не смогут, им нужны границы. Родители должны стать опорой и установить для них ограничитель (***Как перила на мосту, чтобы не свалиться).
  • Границы они не любят, но они важны.
  • Пересмотреть свои требования к ним: что важнее: мода, цвет волос, брюки... или уберечь их от алкоголя, наркотиков...
  • Важно переживать интересы детей, но не лицемерно! Жить вместе с ними их проблемами! Дети не любят обман, фальшь сразу замечают.
  • Беседуя с подростками, не говори запретами (***Это мерзость! Это зло!”) Старайся говорить от первого лица (***Я тоже так думал, а теперь я знаю, Господь помог мне понять, победить, выйти из того состояния).
  • Подросток нуждается в любви, понимании!!!
  • Определение себя как личности - Самоопределение - Самоутверждение - Самопознание - Самооценка - Стремление к совершенству и требование его от других - вовлеки в работу церкви, помоги повлиять на жизнь других.

Психологическая характеристика подросткового возраста.

Резкое ухудшение поведения:

  • Негативизм (желание поступать вопреки чужой воле), упрямство, драчливость, противопоставление себя учителям и взрослым.
  • Противоречивость стремлений и их неустойчивый характер. С этой чертой связаны и противоречивость эмоциональных состояний, переживаемых подростком, выраженный психологический дискомфорт - тревога, страхи, ощущение одиночества...
  • Реакция Эмансипации - выраженное стремление освободиться из-под опеки и контроля со стороны родителей и взрослых.
  • Реакция группирования со сверстниками (оборотная сторона первой).
  • Выраженность акцентуаций характера. Характер и содержание кризиса обусловлены тем, насколько остры противоречия, определяющие социальную ситуацию развития ребенка.

Причины столь серьезных изменений в поведении и личности подростка обусловлены “задачами развития”:

 Приспособление подростка к изменениям своего физического состояния, приятие и эффективное использование своего тела.

 Достижение социально-приемлемой взрослой сексуальной роли.

 Достижение зрелых отношений с лицами противоположного пола.

 Развитие интеллектуальных способностей.

 Выработка комплекса ценностей, в соответствии с которыми строится поведение.

 Достижение социально ответственного поведения.

 Выбор профессии и подготовка к профессиональной деятельности.

 Достижение экономической независимости.

 Подготовка к браку и семейной жизни.

Пубертатный кризис. (Затянувшийся кризис).

Начинаясь с кризиса, весь период обычно протекает трудно и для ребенка, и для близких ему взрослых.

 Половое созревание зависит от эндокринных изменений в организме

 Активизация и сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов вызывают интенсивное физическое и физиологическое развитие.  Увеличивается рост и вес (у мальчиков, обычно в 13-15 лет, иногда до 17-ти, у девочек – на 2 года раньше).

 Изменение роста и веса сопровождается изменением пропорций тела. Сначала до взрослых размеров дорастают голова, кисти рук и ступни, затем конечности – удлиняются руки и ноги, и в последнюю очередь, тело.

 Интенсивный рост скелета опережает развитие мускулатуры (иногда на 15 см за год вырастает подросток)

 Все это приводит к некоторой непропорциональности тела, подростковой угловатости. Дети ощущают себя неуклюжими, неловкими.

 Появляются вторичные половые признаки – внешние признаки полового созревания - и тоже в разное время у разных детей. У мальчиков меняется голос (у некоторых резко снижается тембр голоса, временами срывающегося на высоких нотах; у других голос меняется медленно).

 В связи с быстрым развитием возникают трудности в функционировании сердца, легких, кровоснабжении головного мозга – для подростков характерны перепады сосудистого и мышечного тонуса. Это вызывает быструю смену физического состояния и настроения.

 Эмоциональный фон становится неровным, нестабильным. – Бодрость, азарт, радужные планы при этом сменяются на ощущение разбитости, печаль и полную пассивность.

 Ребенок вынужден постоянно приспосабливаться к физическим и физиологическим изменениям, происходящим в его организме, переживать гормональную бурю. У подростков половых гормонов вырабатывается больше, чем у взрослых людей; у них постоянно усиленная секреция желез коры надпочечников, обычно вызывающая мобилизацию защитных сил организма, его напряженное функционирование в тяжелых, стрессовых ситуациях. – Они как будто бы всегда находятся в стрессовых ситуациях. *** «В 14 лет мое тело будто взбесилось».

 Эмоциональную нестабильность усиливает сексуальное возбуждение, сопровождающее процесс полового созревания.

 Благодаря бурному росту и перестройке организма в подростковом возрасте резко повышается интерес к своей внешности. Формируется новый образ физического «Я». Из-за его гипертрофированной значимости ребенком остро переживаются все изъяны внешности, действительные и мнимые. Непропорциональность частей тела, неловкость движений, неправильность черт лица, кожа, теряющая детскую чистоту, излишний вес или худоба – все расстраивает, приводит к чувству неполноценности, замкнутости, даже неврозу (девочки совсем отказываются от пищи…).

 Тяжелые эмоциональные реакции на свою внешность у подростков смягчаются при теплых доверительных отношениях с близкими взрослыми, которые должны проявить понимание и тактичность. Бестактные замечания, окрик или ирония, отрывающие ребенка от зеркала, усугубляют пессимизм и дополнительно невротизируют.

 На образ физического «Я» и самосознание в целом оказывают влияние темп полового созревания. Акселерация создает более благоприятные возможности личностного развития. Они более уверенны в себе, держатся спокойнее. Дети с поздним созреванием менее популярны среди сверстников, становятся возбудимыми, суетливыми, излишне разговорчивыми, пытаются привлечь к себе внимание всеми способами и ведут себя неестественно, у них чаще низкая самооценка, появляется чувство отверженности.

ФИЗИЧЕСКИ - он меняется: рост скелета и конечностей в длину; фигура угловата, движения неловкие.

  • часто чувствуют себя усталыми, неуклюжими, думают, что привлекают всеобщее внимание
  • наблюдается возрастное несоответствие в развитии сердечно-сосудистой системы - временные функциональные расстройства кровообращения
  • голосовые связки удлиняются вдвое - ломка голоса
  • переживает приливы энергии, сменяемые апатией; иногда может казаться ленивым (естественный способ защиты его организма от чрезмерного напряжения)
  • повышенный обмен веществ
  • обладают большим аппетитом
  • усиление деятельности желез внутренней секреции
  • период полового созревания (Проявляет интерес к противоположному полу. У девочек это проявляется раньше.)
  • повышается возбудимость, раздражительность, вспыльчивость
  • предпочитает игры со своим полом, т.к. девочки развиваются быстрее
  • мальчики играют довольно грубо
  • это возраст кипучей энергии, активности, больших замыслов

Предлагаем:

  • Подросток нуждается в особом типе взрослого человека, с которым он может общаться, который будет понимать его, даже когда подросток сам не понимает себя, который будет любить его и проявлять терпимость, даже когда кажется, что его больше никто не любит.
  • Необходимо дать правильные знания об этом. Правильное христианское понятие о семье. При этом такие беседы проводить отдельно с мальчиками и отдельно с девочками.
  • Старайтесь чаще прибегать к их помощи, привлекать их к работе с малышами, поднимать их значимость. Обеспечьте их занятость в воскресной школе.
  • Раскрыть библейское понятие о посте и молитве, говорить о теле, как Божьем сосуде.
  • Четкий режим дня, включающий чтение Библии и молитву – важнейшая часть жизни подростка.

УМСТВЕННО - он критик.

  • все подвергает критике, настроен особенно критично к авторитетам
  • трудно принять те соображения, которые идут в разрез с желаниями
  • не признает приказов, но открыт для предложений
  • хочет усовершенствовать свои способности, желает сделать что-то непрактичное или даже невозможное
  • мышление абстрактное, развивается теоретическое рефлексивное мышление, развивается память и внимание, начинает строить гипотезы, размышлять и теоретизировать, рассуждает гипотетико-дедуктивно (Обычно находит всему только крайние «контрастные» объяснения. Либо видит всё в чёрном, либо в белом цвете.)
  • мыслительный процесс является результатом опытного знания, включающего опыт, открытие, творчество, адаптацию и взаимодействие
  • может размышлять, нелегко передает эти мысли словесно
  • способен прогнозировать последствия своих поступков
  • умеет оперировать гипотезами, решая интеллектуальные задачи
  • способен на системный поиск решений
  • развиваются такие операции, как классификация, аналогия, обобщение…
  • анализирует абстрактные идеи, ищет ошибки и логические противоречия в суждениях
  • происходит дальнейшая интеллектуализация восприятия и памяти
  • требует фактов и доказательств, не любит разделять одинаковые убеждения с другими
  • развивает возможности принимать свои личные решения, основываясь на собственной системе ценностей, чаще всего принимает идеалистические решения, учится на основании того, как применить это на практике ***”Мастер и Маргарита” Булгаков, “Гроза” Островский, Валеология...куклы, воспитывающие чувство материнства и куклы Барби...

Предлагаем:

  • Снабдить его необходимыми материалами, которые помогут ему доказать себе самому те истины, в которых он сомневается. Не пугаться сильно, если подросток выражает сильную критику, особенно в адрес тех, кто больше всего о нём заботится.
  • Рассказывай и свидетельствуй о жизни Иисуса Христа, о Боге, о Духе Святом. Говори о радости спасённого грешника и верующего человека.
  • Давай побольше «пищи» для размышления.
  • Постоянно утверждай авторитет и силу Слова Божьего во все времена и во всём мире.
  • Поощряй творческую деятельность, показывай нужду в его помощи, но не перегружай.
  • Учи отвечать честно за свои поступки, сам умей признавать неправду в себе.
  • Практикуй постоянное чтение Библии, говори о важности и необходимости изучения Писания.
  • Побуждай к качественному и вдумчивому чтению.

СОЦИАЛЬНО - он желает дружбы.

  • придает важное значение честности, бескомпромиссный
  • желает быть признанным в кругу друзей, идентификация (слияние себя) с группой сверстников; считая себя уникальной личностью, он, в то же время, стремиться внешне ничем не отличаться от сверстников ***отсутствие куртки такой же, как у всей его компании, он переживает, как трагедию
  • чувство взрослости - претендует на равноправие в отношениях со старшими и идет на конфликты, отстаивая свою «взрослую» позицию (сигареты, новые выражения; девочки сравнивают свою одежду, прическу с образцами, которую видят на улице, на обложках журналов, выплескивая на маму эмоции по поводу имеющихся расхождений)
  • подражание взрослым идет и по линии развлечений, романтических отношений: свидания, записки, поездки за город, дискотеки… подростку полезно пройти через такую школу взаимоотношений, научиться брать на себя разнообразные роли
  • чувство взрослости проявляется и в стремлении к самостоятельности, желание оградить некоторые стороны своей жизни от вмешательства родителей (внешность, отношение с ровесниками, учебы…)
  • девочки дружат со своими сверстницами, но обычно интересуются более старшими мальчиками; мальчики в этом возрасте могут не интересоваться девочками, но им всем будет нравиться иметь особых друзей собственного пола и возраста
  • появляются собственные вкусы, взгляды, оценки, собственная линия поведения - он эмоционально защищает свою точку зрения, даже если она через пару недель изменится
  • важно, что о них думают другие, как отнесутся другие; тенденция к взрослости - стремление казаться и считаться взрослым
  • делает все, чтобы понравиться другим, чтобы его полюбили
  • важно, чтобы кто-то любил и принимал подростка, он ищет одобрения себя и своего поведения со стороны окружающих людей
  • следует правилам, не любит, когда другие не следуют
  • недружелюбные отношения между мальчиками и девочками
  • развивает индивидуальные лидерские способности
  • зависит от родителей, но хочет в большей степени независимости
  • чувствителен к мнению родителей и других взрослых, жаждет понимания с их стороны
  • ценит близкую дружбу, важно слушать их, проводить время с ними, делать вместе!
  • увлекает соревновательская деятельность
  • может быть очень критичными и требовательными к другим людям
  • пылко влюбляется и создает себе кумиры
  • интересуется противоположным полом *** пример на листочках, 2-х склеенные листочки - о внебрачных половых связях; Сказка о розе, не сохранившей себя для молодого принца
  • хочет подражать бесстрашным героям и волевым людям
  • разрыв семейных связей - растёт желание дружить с группой сверстников; желает быть независимым от своей семьи
  • авторитет родителей может значительно колебаться или утратиться навсегда
  • за честь семьи может вступить в глубокий конфликт с обидчиком, но не прощает и родителям малейших оплошностей
  • может быть подвержен влиянию моды, легко увлекается модным

Предлагаем:

  • Обязательно поднимай авторитет родителей. На примере притчи о блудном сыне и др. библейских сюжетах докажи опасность такой независимости.
  • Провозглашай привилегию быть дитём Божьим.
  • Научи подростка ориентироваться в библейских истинах и сопоставлять их с мнениями взрослых; докажи, что истинным мерилом поведения является Слово Божье, а не пример или мнения других.
  • Учи строить отношения в атмосфере доброжелательности и полного доверия.
  • Утверждай «силу в кротости», подтверди примерами из жизни Иисуса Христа.
  • Развивай умение жертвовать первенством, уступать, не завидовать.
  • Приложи все усилия, чтобы отношения подростков могли быть нелицеприятными. Учи их состраданию и милосердию ко всем людям.
  • Будь всегда опрятен, скромно и чисто одет. Непрестанно напоминай, что каждый верующий – храм Божий, и важно не внешнее украшение, а его внутреннее содержание.

ДУХОВНО - он нуждается в изменении.

  • начинает понимать библейскую символику
  • желает сам найти истину, задавая тяжелые вопросы - искать ответ в Библии!
  • склонен подвергать критике систему ценностей взрослых: у него начинает формироваться своя система взглядов и ценностей
  • в ровесниках и взрослых прежде всего ценит честность
  • рассказывает своим друзьям о Боге
  • хочет посещать церковь, помогать в служении
  • духовные переживания его являются подчеркнуто личными: разговаривать с Богом, слушать Бога
  • хочет иметь такую религию, которая будет изменять его жизнь, удовлетворять стремления и менять его идеалы
  • принимает решения с точки зрения христианской жизни - помочь ему возрастать в мудрости: решать проблемы, полагаясь на Бога
  • возникает интерес к проблеме вечности, жизни после смерти
  • их самые глубокие желания не могут быть удовлетворены никем, кроме Иисуса
  • изучает взаимоотношения веры и его жизни
  • хочет, чтобы вера стала его собственной, стремится к личному контакту с Богом.

Предлагаем:

  • Последовательно и систематически учи подростков библейским истинам, рассказывай о Божьем плане спасения всего грешного мира. Показывай несостоятельность мирских взглядов и ценностей, утверждая основные христианские доктрины. Целенаправленно и настойчиво веди подростков к общению с живым Богом.
  • Развивай это качество прежде всего в себе, поощряй честные и открытые отношения.
  • Находи веские и аргументированные свидетельства проявления Божьей силы и милости. Рассказывай о себе, приводи яркие примеры из Библии.
  • Открывай подросткам истину о Боге живом и вечном, веди их к покаянию, прощению и спасению через Иисуса Христа.
  • Настойчиво отдаляй его от лжеучений, утверждай единство Бога и авторитет Слова Божьего.
  • Помоги правильно организовать «час тишины» – время личного общения с Богом.
  • Нужно учить Божьим стандартам и о том, как одержать победу над грехом.
  • Указывай, что победа над любым грехом возможна, если они всецело отдадут себя Господу и будут жить в полной зависимости от Духа Святого.

ЭМОЦИОНАЛЬНО - он колеблется (неустойчив).

  • эмоции неустойчивы и зависят от его физического состояния
  • не достает эмоционального контроля: радость и ликование - впадает в глубокое отчаяние; способен проявить сдержанность, когда находит это нужным
  • бурно реагирует на определенные ситуации - громким смехом или плачем без причины
  • вспыльчив, раздражителен, груб
  • бывает груб, самолюбив и обидчив
  • повышается возбудимость центральной нервной системы - легко ранимы
  • важно обеспечить защиту и понимание, чего в сущности желают подростки
  • обладает энтузиазмом
  • обладает чувством юмора
  • склонен упрямо придерживаться своих взглядов, утверждать их повсюду

Предлагаем:

  • К этим возрастным особенностям следует относиться с пониманием, но не потакать капризам.
  • Будь терпим к проявлению вспыльчивости, постепенно вводи и утверждай значимость заповеди «Возлюби ближнего своего…»
  • Старайся чаще говорить о Божьих обетованиях и условиях их выполнения; о верности и неизменности Бога, уповании на Него.
  • Не гаси в подростке энтузиазма. Вдохновляй его на добрые дела, учи стойко переносить неудачи.
  • Внимательно следи, чтобы чувства юмора не переросло в издевательские насмешки и обидные шутки – не позволяйте таковых себе сами.
  • Утверждай христианские ценности: любовь к Богу, уважение ко всем людям, честность, добродетель, и т.п.

Под редакцией В.И.Федоровой

Публикации по рубрикам

Мы используем файлы cookie, это помогает сайту работать лучше. Если вы продолжите использовать сайт, мы будем считать, что вы не возражаете.