Период среднего детства

Личность ребёнка

7-8 лет ПЕРИОД СРЕДНЕГО ДЕТСТВА

“ТАК НАДО”

Меняется мировоззрение, на первом плане реальность, а не фантазия.

  • Учитель - авторитет (раньше - папа и мама). Чутко подойти к ребенку, так как мнение учителя очень важно.
  • Не подрывать авторитет учителя. Надо высказать свое мнение, чтобы он знал, что есть другое мнение.

КРИЗИС 7-ми лет.

К основным симптомам этого кризиса относят:

  1. Потерю непосредственности: ребенок начинает понимать, что может стоить для него то или иное желаемое действие (прежде, чем что-то сделать, он думает, чего оно может стоить ему).
  2. Манерничанье: его душа становится закрытой, и он начинает играть роль, чего-то из себя изображая и что-то при этом скрывая.
  3. Симптом «Горькой конфеты»: когда ребенку плохо, он старается скрыть от окружающих.
  4. Агрессивность: ребенок становится вспыльчивым, грубит, плохо контактен, непослушен. Некоторые могут отказываться от питья и еды. Нередко – абсолютно пассивное поведение: пассивность и рассеянность.

Причина: ДЕТСКИЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ. Происходит их перестройка. От «Я сам» и «Я хочу» к «Так надо» путь не близкий. А школьник его проходит за каких-то 3-4 года. Становится понятной цена такого быстрого движения от поведения ситуативного к поведению произвольному.

Психологические новообразования младшего школьного возраста.

  • Система мотивов. Ребенок вырабатывает все более полное и адекватное отношение с окружающими его людьми и самим собой. Система мотивов составляет основу произвольности психических процессов (памяти, внимания, мышления) и, в конечном счете, произвольного поведения.
  • Воображение и образное мышление, произвольная память формируются к концу дошкольного возраста.
  • Возникновение первичных этических инстанций - понятий добра и зла.
  • Возникновение начал произвольного поведения. Наличие произвольной познавательной деятельности и система соподчиненных мотивов является основой для произвольного поведения школьников.
  • Возникновение самосознания личности. У ребенка формируется самооценка, он осознает возможности своих действий и их ограничения. К нему приходит понимание своего места в той системе отношений, в которой он находится.

Т.о., к концу дошкольного возраста можно выделить 3 основных психологических приобретения: - начало произвольного поведения за счет: - произвольности познавательных процессов и – децентрации (отдельности) личности.

Сформированность и уровень развития указанных психологических новообразований обусловливает уровень готовности ребенка к школе и первые его шаги по адаптации к ней.

ФИЗИЧЕСКИ - он энергичен.

  • нравятся активные игры без строгих правил
  • занят, делая что-то, изобретая что-то ***негативно - чувствовать себя ненужным, позитивно - чувство способности, я могу это сделать!
  • крепнут мышцы и связки
  • развивает координацию малых мускул, которые все еще отстают в развитии
  • переживает замедление роста, сердце не растет пропорционально всему телу
  • несовпадение в темпах роста костей и мышечной ткани (первые развиваются интенсивно, а вторые медленно), опережающее развитие крупных мышц в сравнении с мелкими - все это является причиной плохой координации движений, быстрой утомляемости, нарушения осанки младших школьников
  • любит слушать речь взрослого, но необходимо учитывать, что порог слышимости и острота слуха еще не достигли своих наибольших величин (это произойдет в подростковом возрасте)

Предлагаем:

  • Необходимы периоды отдыха, спокойные игры, рисование, ручной труд.
  • Наибольшее значение имеет не словесное объяснение, а показ: яркая картина или слайд, действие. Это запоминается гораздо сильнее.
  • Важно следить за своей речью: «не глотать окончания», четко произносить все звуки, быть точным в эмоциональной окраске, а главное – помнить о том, чтобы темп речи был доступен и понятен.

УМСТВЕННО - он наблюдатель. Период конкретного мышления.

  • не воспринимает всего, что видит, п.ч. его мыслительные способности только пробуждаются
  • быстро замечает противоречия во взрослых
  • мыслит в категориях “здесь, сейчас”, ограниченное понимание времени, пространства и чисел; в 8 лет начинает понимать время, хронологию
  • хорошая механическая память, но старается подменить понимание зазубриванием
  • нравится заучивать наизусть, благодаря способности повторять и вспоминать
  • активизирует воображение
  • страдает восприятие т.к. нет жизненного опыта
  • думает буквально, испытывает трудности, сталкиваясь с символической и метафорической речью
  • хорошо запоминает факты, сведения, стихи - прекрасный возраст для заучивания наизусть; более легко запоминает слова, чем мысли
  • собенно хорошо запоминает то, что чем-то мотивировано, значимо

Предлагаем:

  • Постараться приблизить библейский рассказ к нынешнему дню. Дать почувствовать исторический фон Библии, где реальные люди решают свои жизненные проблемы. Пусть дети как бы проживут несколько тогдашних лет, пройдут тогдашними дорогами, станут участниками тогдашних драм. Показать, как близки те проблемы нам, живущим сегодня.
  • Приблизить язык к разговорному. Избегать слов с двойным смыслом, предпочитать простые слова. Объяснять значение трудных слов. Избегать длинных, запутанных предложений.
  • Необходимо быть хорошо подготовленным. Давать ответы на вопросы либо путем личного исследования, либо помогая ребенку самостоятельно найти ответ с помощью наводящих вопросов.
  • Заучивать каждый раз что-то одно новое (библейский стих, песню, имена библейских героев и т.д.). При этом постоянно повторять пройденное.
  • Обязательно применять библейскую историю в жизни детей.

СОЦИАЛЬНО - он дружелюбен.

  • учится вступать в контакты с другими и постепенно контролировать свои чувства и поведение
  • любит быть частью группы
  • хочет побеждать и всегда быть первым
  • одинаково относится к детям с различным происхождением
  • часто меняет друзей
  • хочет угодить учителю - ябеда
  • помочь ребенку построить свою собственную шкалу ценностей и помочь ему быть верным ей, даже если это приведет к насмешкам
  • начинает совершенно ясно различать добро и зло; развивается чувство ценности

Предлагаем:

  • Постарайтесь, чтобы каждому ребенку нашлось место в игре или в труде. Чтобы раскрылись его сильные стороны и незаметными оказались слабости и неумение. Изготовление поделок заканчивайте на этом же занятии.
  • Планируйте совместные мероприятия всей семьей. Просите рассказать о родителях, братьях, сестрах.

ДУХОВНО - он проницателен, ищет веры и определенности.

  • будет делать то, что делает взрослый, а не то, что он говорит
  • открыт для Евангелия, готов без конца слушать рассказы из Библии. Бог для него играет важную роль
  • ожидает, что его молитвы будут услышаны дословно
  • чувствует Божью любовь и мир через личное переживание
  • смущен фактом, что невозможно видеть Бога, хочет узнать, что Бог реален
  • не понимает Библейскую хронологию
  • имеет некоторые понимания разницы между Новым и Ветхим заветом
  • заинтересован участвовать вместе со взрослыми в служении (Они способны сидеть тихо и слушать Слово Божье. Это лучший возраст приучать ребенка участвовать в служении церкви.)
  • в 7 лет радуется рассказам из Библии и начинает принимать личные решения в своей жизни, герои Библии - очень живые примеры для него
  • в 8 лет задает много вопросов о тех вещах, которым раньше безоговорочно верил

Предлагаем:

  • Психологически ребенок в этом возрасте более открыт Евангелию, и ему проще принять Иисуса Христа сейчас, чем в какое-либо другое время его жизни.
  • Приучайте ребенка посещать собрания. Давайте возможность участвовать в домашних общениях, читая Библию и молясь вслух. Целенаправленно подводите к самостоятельному изучению Библии.

ЭМОЦИОНАЛЬНО - он беззащитен.

  • стремится угодить, чтобы получить эмоциональную защиту (У ребенка начинает развиваться система оценок, но эмоции часто заслоняют объективность оценки. Авторитет взрослого еще так велик, что нередко собственную оценку заслоняет оценка взрослого)
  • стремится к привязанности со стороны взрослых, нуждается в их руководстве
  • подражает взрослым
  • помочь ребенку приобрести уверенность в себе с помощью похвалы

Предлагаем:

  • Помогайте ребенку правильно оценивать себя, свои качества, свои возможности, успехи и неудачи. Показывайте не столько его неудачи и трудности (это ребенок видит и ощущает сам), сколько помогите ребенку увидеть свои возможности, пусть еще не реализованные: создайте условия, в которых он сможет поверить в себя, в свои силы.
  • Будьте постоянными в своих требованиях. Ребенок должен знать, чего от него ждут – ведь, как правило, ему очень нравится быть «хорошим».
  • Не скрывайте свою любовь. Щедро выплескивайте ее детям, обнимайте их: руки – проводник тепла.
  • Постарайтесь, чтобы каждый имел свои маленькие обязанности. Дайте понять детям, что их помощь нужна вам.

Под редакцией В.И.Федоровой

Публикации по рубрикам

Мы используем файлы cookie, это помогает сайту работать лучше. Если вы продолжите использовать сайт, мы будем считать, что вы не возражаете.